Финансовый контроль — 14 февраля 2012

Госзакупки возьмут под организованный контроль

Версия для печати 1919 Материалы по теме
Госзакупки возьмут под организованный контроль

финансовый контроль
В России последние годы формируется особая сфера экономики — торгово-закупочная деятельность. Бюджет «индустрии» госзакупок сопоставим с совокупными расходами правительства и общим инвестиционным бюджетом госкорпораций и монополий. А суммы хищений достигают триллиона рублей в год. Свой вклад в создание рынка, прозрачного и свободного от коррупции, готова внести учрежденная в начале 2012 года Национальная ассоциация институтов закупок (НАИЗ). Правда, критики системы госзакупок видят в создании новых ассоциаций попытку приручить независимых контролеров.

Топ-менеджеры предприятий, курирующие государственные и корпоративные закупки, сегодня остаются в своей должности максимум два года. А многие уходят через год. Причина — желание директоров сохранить этих профессионалов на свободе. Таким наблюдением поделился вчера на пресс-конференции, посвященной созданию НАИЗ, председатель совета директоров торгового портала Fabrikant.ru Сергей Габестро. По его словам, сфера закупок в России далека от совершенства. Не только в правоохранительных органах, но и в обществе в целом сложилось стойкое убеждение, что если человек занимается снабжением, то он по умолчанию вор и коррупционер.

О масштабах работы нового общественного объединения свидетельствует статистика, на которую сослался главред журнала «Эксперт» Валерий Фадеев — ежегодный объем закупок в России составляет около 20 трлн. руб., из которых примерно по 7 трлн. руб. тратят государственные и муниципальные органы власти, остальное — частные компании. И этот огромный рынок пока регулируется очень слабо.

«Идет формирование самостоятельной отрасли, которая формирует до 70% ВВП», — убеждена замдиректора департамента макроэкономического анализа Счетной палаты Ольга Анчишкина. Сергей Габестро также считает, что речь идет о создании торгово-закупочной отрасли. Фактически она уже есть, но де-юре еще не получила официального признания. Пока власти стараются даже не оперировать таким термином. Несмотря на это, «отрасль» госзакупок формируется, иногда приобретает цивилизованные формы. В сфере госзакупок появляются новые стандарты, на вооружение берутся лучшие мировые практики.

Замглавы Минэкономразвития Михаил Осеевский подтвердил заинтересованность профильного министерства в объединении участников и организаторов госзакупок. «Госорганы нуждаются в профессиональном партнере, который бы представлял интересы бизнеса. Появление любой саморегулирующейся организации — это хорошо», — подчеркнул чиновник. У него нет сомнений, что НАИЗ будет востребована, ведь в ближайшие несколько лет произойдет бурная консолидация лучших профессионалов и практик в сфере госзакупок, предстоит совершенствовать законодательство.

О том, что частный бизнес, участвующий в системе госзаказа и госзакупок, способен влиять на решения властей вплоть до их отмены, говорил аудитор Счетной палаты Александр Пискунов. Правда, пример он взял не из российской, а из американской действительности. Однажды компании США, работающие с Пентагоном, поставили под сомнение эффективность госзаказа для Военно-морских сил. И американский Конгресс приостановил выполнение этого заказа.

Когда нечто подобное станет возможно в России, Пискунов сказать затруднился. Между тем объем откатов и воровства при госзакупках, обнародованный в ноябре 2010 года президентом Дмитрием Медведевым, составляет 1 трлн. руб. Ситуация усугубляется тем, что в нашей стране нет контактного права, а есть ведомственные нужды. Из чего следует, что эффективность госрасходов определить затруднительно. Именно поэтому так нужен общественный контроль за этой сферой деятельности, отметил аудитор. Он пообещал, что Счетная палата внесет свою лепту, разработав методы контрактного аудита. О том, что при правильной постановке дела на госзакупках можно прилично экономить, рассказал директор департамента Росатома Роман Зимонас. Например, по итогам прошлого года атомной отрасли удалось сберечь по этой линии до 27 млрд. руб.

У президента Торгово-промышленной палаты (ТПП) Сергея Катырина свое понимание целей и задач НАИЗ. Госзакупки он назвал «инструментом экономической политики государства». Причем одним из самых действенных. Пообещал сформировать в ТПП специальный комитет, который будет заниматься этим направлением, взаимодействуя с НАИЗ. К приоритетам будущего сотрудничества Катырин отнес, в частности, совершенствование нормативной правовой базы госзакупок. По его словам, закон о федеральной контрактной системе отнюдь не совершенен. В нем много отсылочных норм, отданных на откуп чиновникам, которые не раз доказывали способность извратить и сделать неработающим даже самый правильный документ. Так вот НАИЗ в содружестве с ТПП могли бы проконтролировать, чтобы этого не случилось.

Впрочем, как показывает практика, для общественного контроля госзакупок вовсе не обязательно создавать новые ассоциации, комитеты и объединения. При желании эффективный контроль может организовать любой гражданин — и пример блогера и юриста Алексея Навального является тому доказательством. Однако недобросовестным чиновникам не слишком комфортно быть под прицелом неопределенного числа общественных контролеров, каждый из которых может поставить их сделки под сомнение. Неслучайно в законопроектах о новой Федеральной контрактной системе прослеживалось стремление чиновников ограничить возможность независимого контроля госзакупок в пользу неких профессиональных объединений, с которыми проще договориться о нужном направлении контроля.

Поделиться