Реформировать систему госзаказа, достигшего 5 трлн. руб. и ставшего поляной для массовых хищений (по оценке Дмитрия Медведева, там разворовывается каждый пятый рубль), глава государства поручил еще в 2010 году. Однако дискуссия, где оппонентами выступили Федеральная антимонопольная служба (ФАС), детищем которой является
Тон вчерашнему обсуждению задала сама г-жа Набиуллина. Обрисовав вкратце трудную ситуацию с госзакупками, механизм которых работает неэффективно и приводит к большим бюджетным тратам, она сообщила, что в новой редакции законопроекта о ФКС, который в понедельник был опубликован на сайте министерства, учтены ряд замечаний, поступивших, в том числе и от ФАС. Однако как стало ясно, содержательных уступок главному оппоненту Минэкономразвития так и не сделало.
Накануне ФАС, «сближение» с которым декларировалось на форуме устами начальника управления размещения госзаказа Михаила Евраева, заявила, что «документ от Минэкономразвития не выдерживает никакой критики». Антимонопольщики настаивают, что большая часть закупок должна осуществляться через электронные аукционы. МЭР же поддерживает конкурсы, и в новой его редакции в этом смысле все осталось неизменным. Как сказала на форуме Эльвира Набиуллина, аукционы не будут противоречить «информационной открытости» закупок. Министр нашла поддержку со стороны зампредседателя Совета Федерации Светланы Орловой, сообщившей, что нынешняя система закупок неэффективна. По приведенным ею данным, 70% контрактов сейчас заключается без конкуренции, а 60% закупок осуществляется с одним единственным участником.
Одно из интересных нововведений, предложенных МЭР, — наделение общественных организаций правом оспаривать в суде результаты госзакупок. По словам г-жи Набиуллиной, «разрабатывая проект закона о ФКС, мы исходили из того, что госзаказ — это в первую очередь инструмент исполнения государством обязательств перед обществом». В ответ на это первый зампред комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы Мартин Шаккум выразил сомнение, что такая «открытость» даст желаемый результат. По его мнению, «под видом общественных организаций будут работать рейдеры, которые станут опротестовывать результаты сделок». Кроме того, по словам депутата, в новом законе «не проработана основа — формирование начальной цены контракта». Если цифры берутся с потолка и чиновники заранее закладывают в стоимость «маржу в 30%», то, для того чтобы поймать их за руку на хищениях, «не помогут ни ФСБ, ни ФАС, ни даже ООН», утверждает г-н Шаккум.
Президент Торгово-промышленной палаты РФ Сергей Катырин, со своей стороны выразил удивление, что в проекте МЭР исчезли слова «независимая экспертиза», фигурировавшие в
Как сообщила г-жа Набиуллина, Минэкономразвития планирует внести в правительство законопроект о ФКС в мае. «У нас есть план, по которому мы хотим провести еще тур обсуждений по обновленной редакции законопроекта и с обществом, и с органами власти с тем, чтобы к концу апреля можно было иметь законопроект в обновленном варианте, и в мае внести его в правительство». Отвечая на вопрос, как быстро после рассмотрения в правительстве законопроект будет принят Госдумой, она ответила: «Зависит от Госдумы».