Образование — 29 февраля 2012

Новый проект призван изменить наши представления о средней школе

Версия для печати 1647 Материалы по теме
Новый проект призван изменить наши представления о средней школе

школа
В Высшей школе экономики (ВШЭ ГУ) обсудили проект «Новая школа в Сколкове», победивший в конкурсе, организованном Минобрнауки РФ. Предполагается, что наше новое среднее образование вскоре будут мерить по этой «школе будущего». Образовательные технологии, обкатанные в «Сколково», войдут «в массовое производство». Планов и амбиций много, но на первый взгляд предложенный проект какими-то особыми и уникальными идеями не блещет.

Всего на конкурс было подано 202 заявки из 47 регионов России и пяти стран ближнего и дальнего зарубежья. По итогам первого тура конкурса комиссией, в которую вошли, в частности, такие эксперты, как вице-президент Российской академии образования Виктор Болотов и директор центра образования № 548 «Царицыно» Ефим Рачевский, было отобрано 30 лучших заявок, отправленных на доработку. На этом этапе был создан консорциум во главе с ректором Московского института открытого образования Алексеем Семеновым, объединивший семь групп, чьи заявки вошли в число лучших. Проект этого консорциума победил по итогам конкурса.

Кстати, первоначально вообще думали, что школа «Сколково» станет филиалом известной английской частной школы. Позже остановились на том, что более патриотично будет поддержать свои традиции. А какие у нас традиции? Ректор МГУ имени М.В.Ломоносова Виктор Садовничий не раз говорил с высоких трибун, что конек советской школы — сильное математическое и естественно-научное образование. В общем, решили придерживаться этих традиций и дальше.

Проект задумывался прежде всего как школа для детей сотрудников «Сколково». И поэтому первое решение было — ей не надо быть селективной. Конечно, с учетом того, что родители готовы вести своих чад с любого конца Москвы туда, где обещают лучшее образование, можно предположить, что скоро с мечтой о «неселективности» придется расстаться. Но пока все выглядит так: школа для всех, интернациональная, с мультикультурной средой.

На начальном этапе сколковской школы будут «развивающее обучение и конструкционизм». «А обучать молодых людей семнадцати-восемнадцати и детей шести-семи лет в одинаковых условиях — неправильно, поэтому в сколковской школе предполагается создать условия для разнообразного развития школьников: старших школьников, подростков, начальной школы, дошкольников и самых маленьких», — звучало на семинаре.

А вот западные специалисты идут другим путем. Они задаются вопросом: а почему школьников вообще надо делить по возрасту, а не по способностям и интересам. Почему семиклассник не может иметь такие же интересы и зайти так же далеко в изучении какого-нибудь предмета, как и восьмиклассник или девятиклассник? Почему не допустить мысль, что школьник может обучаться еще и у старшего товарища? И старший школьник может научить младшего не только плохому.Что человек больше узнает о предмете, обучаясь в коллективе единомышленников, живущих общими целями и т.д. Что такое вообще «класс» на современном этапе?

Сегодня развитие западной педагогической мысли идет как в том направлении, чтобы перестать делать из школы «конвейер, выпускающий штампованную продукцию на каждой ступени обучения». С учетом технологий, обеспечивающих индивидуальный подход, это стало возможным.

Возьмем следующий пункт сколковской школы. «Результаты обучения в новой школе должны отвечать ожиданиям всех родителей», — говорилось на презентации проекта. Это значит, что дети, получив среднее образование, должны быть готовы к поступлению в вузы, причем не только российские. Сколковская школа обеспечит большое количество профилей во время обучения на старшей ступени. Сразу вопрос — почему она должна готовить к вузу, а не к жизни? Почему ребенок не может быть счастлив без высшего образования? Почему основной упор на математику, а не на математику и литературу? Почему ученик выпускного класса в западной школе может писать эссе на любые темы, а наш — нет?

Самая интересная часть обсуждения в Высшей школе экономики затрагивала финансовые вопросы. Предполагается, что на новую школу в Сколкове не будет распространяться нормативно-подушевое финансирование. Ее будут финансировать по смете. Спрашивается, уйдет ли в таком случае нормативно-подушевое финансирование в будущем из всех школ или нет? Если да, зачем сегодня такой сыр-бор, если обеспечивать школу по смете — это хорошо и приятно? Зарплата сколковских учителей будет (как и везде сегодня в России) делиться на две части: базовую и стимулирующую. Базовая часть будет составлять около 60–65% и зависеть от квалификации педагога. Стимулирующую часть, в свою очередь, предполагается разделить на несколько частей: это поощрение за инновационные методы преподавания, гранты на повышение квалификации и прочее.

Денежное содержание школы в Сколкове обойдется в среднем в «два московских норматива» на человека. Опять вопрос — как в таком случае школа станет образцом для других школ, когда самая большая проблема школьного образования — его скромное финансирование. Вот если бы она стала образцом разумного финансирования при умном управлении — это да.

В новую школу пригласят лучших зарубежных преподавателей и оплачивать их труд будут по зарубежным меркам. Опыт привлечения иностранных товарищей, безусловно, интересен. Правда, это все уже есть и в менее затратном варианте. Например, несколько месяцев назад в Минобразнауки РФ отчитывался за свою работу фонд, который занимался вопросами обмена преподавателями: наши работали за рубежом, зарубежные коллеги — у нас. Выгодно, эффективно, разумно. А вот чтобы за большие деньги, да для обычных школьников... В общем, вопросов много. Ответов пока нет.

Поделиться