Законы — 15 марта 2012

Продавливать свои интересы бизнес и граждане смогут по специальному закону

Версия для печати 1143 Материалы по теме
Продавливать свои интересы бизнес и граждане смогут по специальному закону

Кредит малому бизнесу
Гражданам и бизнесу будет проще отстаивать свои интересы перед властью. Ав качестве их «адвокатов» перед чиновниками и депутатами, возможно, смогут выступать специальные представители — так называемые лоббисты.

Продумать, как именно они будут действовать, должно вместе с минюстом, другими органами государственной власти и представителями социальных групп министерство экономразвития.

Такое поручение есть в подписанном президентом Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 годы. Какие идеи готово предложить министерство, пока, правда, не известно.

Надо сказать, что лоббисты есть в стране и сейчас. Интересы крупных корпораций представляют специально созданные департаменты по взаимоотношениям с органами госвласти, рассказывает руководитель Центра по изучению проблем взаимодействия бизнеса и власти Павел Толстых. Доступ в коридоры власти имеют бизнес-объединения и отраслевые ассоциации. Существуют и профессионалы, действующие под вывеской юридических фирм. Но четких правил игры нет. Выслушивать лоббистов и даже просто «пускать на порог» представители власти не обязаны.

Лоббисты устраиваются помощниками депутатов, возглавляют экспертные советы в Госдуме. Но наибольшее влияние на власть способны при этом оказать те группы населения, у которых больше финансовых возможностей. «Деньги не обязательно идут на взятки, они могут использоваться на наем юристов, экспертизу законов, — замечает Толстых. — Но организации ветеранов или пенсионеров должны иметь при отстаивании интересов те же шансы, что юристы корпораций в костюмах от „Бриони“. Это позволит политикам принимать более взвешенные решения». Существует и нецивилизованная форма лоббизма, «по коридорам власти бегают разные люди, решающие проблемы компаний, и они твердо знают, что и сколько стоит», признает вице-президент Российского союза промышленников и предпринимателей Виктор Плескачевский.

Формирование института лоббизма должно эти негативные моменты снять. Это прежде всего система обратной связи между обществом и политиками, уточняет Толстых.

Чтобы выстроить такую схему, можно обратиться к зарубежному опыту. В США принят специальный закон, рассказывает Толстых. Лоббизм там является профессией. При конгрессе зарегистрировано 12-15 тысяч лоббистов. Работают они не бескорыстно, оборот этого рынка в США составляет около 3 миллиардов долларов в год. Но лоббисты обязаны отчитываться — сколько денег получили от компании, на что потратили. В европейской схеме отдельного закона о лоббизме нет, но, например, в Германии существует закон, регулирующий взаимодействие бундестага с лоббистами.

По мнению Толстых, отдельный закон все-таки нужен. Можно, считает он, предусмотреть в нем критерии для профессиональных лоббистов — образование, вхождение в саморегулируемую организацию бизнеса (СРО). Плескачевский предлагает двигаться не через принятие специального закона, а оговаривать взаимодействие власти с представителями общества и бизнеса и делать ставку на СРО. Например, прописать, чтобы заключение СРО было обязательным при рассмотрении законопроектов в Госдуме. «Лучше при продавливании интересов действовать через крупные уже существующие объединения граждан и бизнеса, а не через специальные компании, — говорит председатель экспертного совета „Деловой России“ Антон Данилов-Данильян. — Главное — это исключить частные контакты с представителями власти».

Но чтобы идея заработала, должны существовать паритет и взаимное уважение между обществом и властью, предупреждает Толстых.

Поделиться