Карьера — 14 мая 2012

Высшие учебные заведения неохотно трудоустраивают студентов

Версия для печати 2380 Материалы по теме
Высшие учебные заведения неохотно трудоустраивают студентов

молодежь
Каждая третья компания (30%) сталкивается с препятствиями, когда пытается наладить сотрудничество с вузами или среднеспециальными заведениями на предмет прохождения практики студентами. Таковы результаты опроса, проведенного порталом для молодых специалистов Career.ru. Эксперты называют это серьезной проблемой, так как отечественное образование и без того не поспевает за потребностями рынка.

Проблема поиска работы для студентов и выпускников всегда стояла остро, однако после случившегося в мире кризиса она стала еще серьезнее. Согласно докладу ООН «Проблемы занятости молодежи:перспективы достижения достойного труда в меняющемся мире», в странах ЕС уровень безработицы среди молодежи вырос с 15,8% в 2008-м до 21% в 2010–2011 годах. В ряде государств, в том числе в Испании и Португалии, во втором квартале прошлого года доля безработных среди молодых людей составила 45%. В странах Восточной Европы и СНГ она в среднем равнялась 19,4%. Что касается нашей страны, то, по данным Росстата за март, российская молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,5%, несмотря на то что по официальным оценкам ситуация на рынке труда стабилизировалась.

В целом работодатели заинтересованы в сотрудничестве с учебными заведениями. По крайней мере, согласно майскому исследованию Career.ru, на сегодняшний день с вузами или ссузами имеют связи 82% компаний. По словам представителей бизнеса, основная причина их сотрудничества с вузами — кадровый дефицит. Так, у 61% компаний специфика деятельности вынуждает искать пути взаимодействия с учебными заведениями, а в 58% предприятий утверждают, что на рынке в принципе существует дефицит высококвалифицированных кадров.

Чаще всего — 69% случаев — партнерство осуществляется посредством предоставления студентам мест для прохождения практики на базе компании. 54% работодателей приглашают выпускников нужных им направлений обучения в штат, а 51% организуют стажировки. Популярны и другие формы сотрудничества: к примеру, 42% компаний участвуют в ярмарках вакансий, организуемых вузами/ссузами, 22% организуют конкурсы с последующим трудоустройством победителей, 22% направляют своих сотрудников вести теоретические/практические занятия в вузах/ссузах, 20% проводят экскурсии по компании для студентов. Наименее популярны такие формы сотрудничества, как гранты для студентов (10%) и заключение договора на трудоустройство в компанию определенного числа выпускников ежегодно (целевые места) — 7%.

Однако, как выясняется, компании не очень довольны своим опытом взаимодействия с учебными заведениями. Ответы работодателей выявляют серьезные проблемы. В частности, 49% жалуются на сложный процесс организации такого сотрудничества, а 30% указывают на нежелание вузов/ссузов идти на контакт. Менеджер кадровой компании Дмитрий Косов объясняет такую ситуацию тем, что вузы не заинтересованы в повышении своей конкурентоспособности. «У них и так нет проблем с набором студентов, они очень востребованы и не имеют мотивации ни меняться, ни подстраиваться под запросы бизнеса, — пояснил „НИ“ эксперт. — В обществе сильно традиционное представление о том, что получение диплома является обязательным элементом для успешного трудоустройства, поэтому поток новых студентов не иссякает. Но к сожалению, то, чем сегодня занимается большинство наших вузов, совершенно не соответствует требованиям и потребностям бизнеса. Наше образование слишком академическое, оно оторвано от реалий».

Слова эксперта отчасти подтверждают и данные опроса. Так, 34% респондентов заявляют, что современная система образования идет вразрез с потребностями рынка труда. Большинство все же настроены более лояльно: 64% считают, что нынешняя система вполне удовлетворяет потребности рынка. Впрочем, даже сторонники этой точки зрения добавляют, что она не всегда способна гибко реагировать на его изменяющиеся запросы. «Если в технических областях молодые люди, получающие образование, все же могут воспользоваться своими навыками, то в гуманитарной сфере ситуация просто близка к катастрофе, — убежден г-н Косов. — Полученные во время учебы знания им просто не пригождаются! В то же время сотрудничество учебных заведений и бизнеса в плане выращивания кадров — это возможность нивелировать недостатки нашего высшего образования».

По мнению эксперта, мотивировать учебные заведения на взаимодействие с бизнесом могут, например, финансы. «Сейчас существуют программы целенаправленного госфинансирования, нацеленные на определенные университеты, — объясняет собеседник „НИ“. — С другой стороны, очевидно, мы идем по пути, когда крупные компании просто будут выбирать площадки для подготовки кадров, что уже и сейчас происходит. Как раз это может усилить конкуренцию среди учебных заведений».

Поделиться