Образование№6 Июнь 2012 — 16 июля 2012

Модернизация и качество образования

Версия для печати 5589 Материалы по теме
Модернизация и качество образования

сурилова
В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечено, что наша экономика столкнулась с долговременными системными вызовами. Один из таких вызовов — возрастание роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития. Юлия Викторовна СУРИЛОВА, генеральный директор Центра инновационных исследований и разработок

Руководством страны поставлена задача преодолеть негативные тенденции в развитии человеческого потенциала, которые в том числе характеризуются низким качеством и снижением уровня доступности социальных услуг в сфере образования. Важные (если не важнейшие) стороны проблемы — невовлеченность значительной части образовательных учреждений в процессы инновационного развития, а также в информационное пространство российского общества, недостаточное использование современных образовательных технологий. В реалиях XXI века информационно-коммуникационные технологии, по мнению всех экспертов, приобретают важнейшее значение.

В настоящее время использование информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательной практике носит большей частью эпизодический характер. Целостная электронная образовательная среда как фактор повышения качества образования пока не создана. Решительно изменить ситуацию призвана Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы, утвержденная Председателем Правительства РФ В. В. Путиным 7 февраля 2011 года. На ее реализацию планируется выделить в общей сложности 137,9 млрд руб., в том числе за счет средств федерального бюджета — 54,2 млрд руб. К процессу финансирования привлечены также региональные бюджеты и внебюджетные источники, и сегодня необходимо максимально эффективно использовать данные средства.

Давно не секрет, что именно школа является основой всей системы образования. Широко известна фраза «железного канцлера» О. Бисмарка о том, что Германию создал школьный учитель. Реформирование современной российской школы предусматривает создание и внедрение новых познавательных программ, развитие существующих аппаратно-программных средств, внедрение и эффективное использование новых информационных сервисов, систем и технологий обучения, электронных образовательных ресурсов нового поколения. Правительство стремится в ходе реализации программы сформировать вектор на инновационное развитие образования. И как раз на теме инноваций в школьном образовании хотелось бы остановиться более подробно.

Что за горизонтом

Модернизация общего образования предусматривает изменение технологической базы организации учебного процесса с учетом требований федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС), а также современных разработок учебного, учебно-лабораторного и учебно-производственного оборудования и создания автоматизированной системы управления образованием. Будучи в курсе новейших разработок, мы можем «заглянуть за горизонт», оценить ближайшие перспективы компьютеризации учебного процесса. Сегодня, например, популярны интерактивные доски, но последним словом техники уже считаются интерактивные жидкокристаллические мониторы, которые не требуют наличия проектора и дают более четкое и яркое изображение. Стоимость таких мониторов — 150–300 тыс. руб., но она со временем снизится. Есть и альтернативные решения: интерактивная насадка на телевизор или ЖК-панель стоимостью примерно 30 тыс. руб. Такое оборудование более функционально и мобильно, чем интерактивная доска. А для удобства учителя к интерактивным устройствам можно добавить дистанционный пульт, совмещающий в себе функции мыши и клавиатуры, или интерактивный подиум со встроенным сенсорным монитором (или двумя), позволяющий управлять проектором или плазменной панелью, звуком, освещением, сохранять в видеофайле курс лекций для дальнейшего многократного показа — например, для дистанционного обучения детей, не посетивших занятия.

Яркий пример инновационного подхода, особенно для лабораторных классов, — применение терминальных технологий. Терминальные станции представляют собой бездисковые компактные персональные компьютеры (ПК), к которым подключаются обычные периферийные устройства — клавиатура, мышь, монитор, акустические системы. ПК через локальную сеть или модем соединяются с сервером, на котором установлено все системное программное обеспечение и приложения, хранятся данные и выполняются все вычисления. Терминалы служат для отображения на экране монитора данных, передаваемых с сервера, и для отправки данных, полученных с устройств ввода, на сервер. При этом пользователь, за каким бы терминалом он ни работал, воспринимает его как свой компьютер, поскольку на экране монитора он видит именно свой рабочий стол, свои работы и результаты своих экспериментов.

Преимущества терминальной системы

Такая технология позволяет быстро развернуть необходимое оборудование, обеспечивает безопасность данных и централизацию администрирования. При его использовании стоимость рабочего места уменьшается в части стоимости техники на 20 %, в части стоимости лицензий на пользовательское программное обеспечение — до 40 % и в части стоимости инсталляции — до 80 %. За счет сокращения затрат рабочего времени на обслуживание рабочих мест (до 80 %) уменьшается стоимость эксплуатации одного рабочего места. Типовой тонкий клиент потребляет в среднем в 50 раз меньше электроэнергии, чем усредненный системный блок компьютера, а для класса потребуется не более одного-двух источников бесперебойного питания. В перспективе снизится и стоимость ремонтных работ, так как заменить или отремонтировать будет необходимо только монитор, мышь или клавиатуру, а не весь ноутбук.

Преимущества терминальной системы очевидны. Она позволит управлять учебным процессом, осуществляя его планирование, а также документирование реализации в целом и (или) отдельных этапов, вести мониторинг и вносить корректировки. Кроме того, система даст возможность размещать, систематизировать и хранить учебные материалы и работы обучающихся и педагогов, проводить различные виды и формы контроля знаний, умений и навыков, осуществлять дифференцированную подготовку к государственной аттестации. Преподаватель сможет индивидуально работать с одаренными детьми, гибко регулируя учебную нагрузку. Полноценное образование смогут получать учащиеся малокомплектных школ, а также школ в отдаленных районах, дети с ограниченными возможностями здоровья. Образовательное учреждение, оснащенное таким образом, может служить ресурсным центром в условиях сетевого взаимодействия с другими образовательными учреждениями, а также выполнять функции образовательного центра дистанционного обучения.

Большими средствами, предназначенными для модернизации общего образования, распоряжаются и будут распоряжаться региональные власти. К примеру, Новосибирская область получает в рамках Федеральной целевой программы 1,2 млрд руб. Как и в каком объеме внедрять современные технические средства обучения, тоже будут решать в субъектах РФ. Хотелось бы специально подчеркнуть: использование инновационных технологий не подразумевает отмену традиционных методов обучения. Задача состоит в комбинировании и творческом применении как проверенных временем, так и новейших методов и технологий.

России как великой державе в XXI веке нужны активные, самостоятельные, думающие люди. Только так можно удержать лидирующие позиции в высокотехнологичных отраслях экономики. Поэтому необходимо постоянно изучать и брать на вооружение лучший зарубежный опыт. Инновационный путь развития нашего образования означает управление его качеством, повышение культуры образовательного процесса и, как следствие, повышение уровня будущих специалистов, способных интегрироваться в мировую экономику, рост уровня жизни населения.

Поделиться