Минюст подготовил поправки к закону «О противодействии коррупции» (имеется в распоряжении РБК daily). Такие принципы борьбы с мздоимством и подкупом, как «публичность» и «неотвратимость ответственности», прописанные в законе, предложено дополнить еще одним — «преимущественное отнесение коррупционных правонарушений к уголовно наказуемым деяниям».
«В настоящее время некоторые статьи Уголовного и Административного кодексов пересекаются, и у коррупционеров есть возможность получить более мягкое административное наказание, — пояснил РБК daily источник в Минюсте. — В период, когда в стране ведется широкомасштабная борьба с коррупцией, такая законодательная лазейка неуместна, поэтому мы и предлагаем ее устранить».
«Насколько я знаю, данная инициатива стала следствием недовольства Кремля результатами антикоррупционной кампании, — рассказал РБК daily источник в Генпрокуратуре. — Чтобы подправить уголовную статистику, и было решено перевести все проступки коррупционного характера в уголовную плоскость».
Характерный пример: статья 19.28 КоАП предусматривает наказание за передачу, предложение или обещание от имени или в интересах юрлица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества. За склонение чиновника или руководителя компании к каким-либо выгодным для взяточника действиям действует административный штраф не менее 1 млн руб. (или троекратный размер взятки) и конфискация для юрлиц. Одновременно в УК РФ есть статья 204 «Коммерческий подкуп», предусматривающая практически за те же деяния до трех лет лишения свободы. Суд каждый раз решает, по какому пути идти.
«Я поддерживаю обеими руками чиновников, ведь они предлагают криминализировать все действия коррупционного характера, — указал председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — Например, конфликт интересов, лоббирование — за этими действиями сегодня вроде как не просматривается материальная выгода чиновника, а соответственно, не имеется и состава преступления». Юристы считают, что Минюст может расширить само понятие коррупции. По словам партнера юркомпании «Налоговик» Дмитрия Липатова, эта составляющая есть и в таких статьях КоАП, как «ограничение конкуренции органами власти», «нарушение законодательства о рекламе», «самоуправство», «непредоставление сведений».
Сегодня наказание для чиновников почти всегда ограничивается «административкой», исключение — дела, где доказана прямая материальная выгода подозреваемого. Можно вспомнить дело по факту нарушения закона о защите конкуренции бывшим префектом САО Москвы Олегом Митволем. Чиновника заподозрили в сговоре с «Вимм-Билль-Данном» по установлению монопольно низких цен на молочные продукты в округе. Но никто не установил, что г-н Митволь получил от компании какое-либо вознаграждение, и уголовное дело возбудить не удалось.
«Законопроект Минюста направлен в первую очередь на помощь следователям, которым предстоит квалифицировать то или иное правонарушение чиновников, — прокомментировал источник РБК daily в МВД. — Будет предписано искать в каждом правонарушении уголовную составляющую, но я бы не сказал, что мы сегодня не стараемся этого делать». В ведомстве считают, что особых результатов в антикоррупционной борьбе от этого законопроекта ожидать не стоит.
«После принятия законопроекта может возникнуть сложность с квалификацией того или иного деяния, поскольку само понятие „коррупционное правонарушение“ — не юридическое, а разговорное, — указывает юрист компании „Юков, Хренов и партнеры“ Марина Краснобаева. — Ни в КоАП, ни в УК такие преступления как вид не выделяются, однако в КоАП действительно есть разделы и статьи, посвященные правонарушениям с участием должностных лиц, в том числе в сфере предпринимательской деятельности». Например, коррупционный характер, по словам эксперта, носит статья 14.9 КоАП о действиях (бездействии) должностных лиц, которые могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции. Наказание по ней — от штрафа до дисквалификации на срок до трех лет.