Институт финансового омбудсмена в России уже действует, но специального закона для него нет. В марте 2012 года, еще будучи президентом, нынешний глава правительства Дмитрий Медведев поручил ликвидировать этот пробел и назначил срок — 1 сентября.
За разработку документа отвечает минфин. Ведомство Антона Силуанова уже подготовило проект концепции, которая станет базой для будущего законопроекта, и разослало его экспертам, вошедшим в состав рабочей группы.
Предполагается, что финансовый омбудсмен будет заниматься досудебным разрешением споров на банковском и страховом рынках, а также рынке ценных бумаг. Главный вопрос, насколько велики будут полномочия защитника, еще обсуждается. «В законе нужно оговорить, что решение омбудсмена должно быть обязательным для исполнения, если оно обойдется организации не слишком дорого», — комментирует Павел Медведев, сам работавший омбудсменом. По его словам, есть два варианта: установить единый для всех «потолок», скажем, в 300 тысяч рублей или сделать разные планки, в зависимости от вида организации: 300 тысяч — для банков, и 30 тысяч — для ломбардов. «В качестве примера могу привести классическую ситуацию, — продолжает Медведев. — Человек взял кредит, но не может внести очередной платеж вовремя и просит об отсрочке. Если сумма не превышает 300 тысяч рублей и омбудсмен считает, что заемщик действительно нуждается в „каникулах“, а потом сможет возобновить платежи, то сообщает об этом банку. И это решение является обязательным для исполнения».
Но здесь может возникнуть проблема. Омбудсмен — не судья. И если он будет указывать руководству банков, как поступать, может возникнуть резонный вопрос: на каком основании. «В Армении нашли прекрасный выход из положения, — говорит Павел Медведев. — Там решения омбудсмена обязаны выполнять только те финансовые организации, которые подписали с ним соглашение. Остальные никому ничего не должны. Но в этом случае их спорами с клиентами занимаются суды. Во многих случаях это обходится гораздо дороже, чем если бы дело решили миром».
Исполняющий обязанности финансового омбудсмена Гарегин Тосунян сказал «РГ», что поддерживает эту идею. «Сейчас мы работаем именно в таком режиме, — заметил он. — Подписывая декларацию, организации берут на себя обязательства перед омбудсменом — неукоснительно выполнять его решения. Именно такую практику и нужно закрепить в законе. Делать это обязаловкой для всех бессмысленно, тем более что это будет характеризовать нашу страну не лучшим образом».
На вопрос, каким образом будет оплачиваться работа финансового защитника, тоже пока нет ответа. «На мой взгляд, нужно собирать деньги со всех организаций, которые будут находиться под крылом омбудсмена, — рассуждает Павел Медведев. — Идеально, чтобы это были все финансовые структуры, с которыми граждане имеют дело: банки, страховые компании, ломбарды, коллекторские агентства, микрофинансовые организации... Тарифы не должны быть едиными для всех. Было бы логично определять их из расчета, к примеру, какой-то доли активов или собственных средств. Но плата должна быть разумной».