Исходя из проведенных расчетов, доходы федерального бюджета в 2013 году планируются в 12,3 триллиона рублей, а расходы — в 13,4 триллиона рублей. Таким образом, дефицит бюджета прогнозируется на уровне 1,5% ВВП. Впрочем, несмотря на это, власти не намерены отказываться от выхода на нулевой дефицит бюджета к 2015 году. Эту цель премьер Дмитрий Медведев озвучил еще раз, подчеркнув, что она вполне достижима. Достижимость этой цели тем не менее не мешает оставаться ненефтегазовому дефициту бюджета на довольно высоком уровне. В 2013 году он составит 10,1% ВВП, а к 2015 году снизится до 8,6% ВВП.
Особенность этого бюджета заключается в том, что правительство формирует его, опираясь на так называемое «бюджетное правило». По нему расходы главного финансового документа страны будут рассчитываться исходя из базовой цены на нефть за пятилетний период, причем ежегодно этот срок увеличивается на один год до достижения десяти лет. Минфин неоднократно говорил о том, что это правило позволит снизить зависимость бюджета от неустойчивости углеводородной конъюнктуры. Планируется, что если фактическая цена на нефть превысит базовую, то дополнительные доходы отправляются либо в Резервный фонд, либо на замещение источников финансирования дефицита бюджета. Если же фактическая цена оказывается ниже базовой, то дефицит будет покрываться средствами Резервного фонда. Глава минфина Антон Силуанов рассказал, что бюджет на 2013 — 2015 годы будет рассчитываться по новому правилу исходя из цен на нефть 92,93 и 94 доллара за баррель соответственно.
Получившийся бюджет можно считать довольно жестким, что признают как многие эксперты, так и сам Дмитрий Медведев. Однако премьер убежден, что проведенные расчеты позволят сохранить внутреннюю стабильность, а также иметь дополнительные средства для реализации госпрограмм и исполнения социальных обязательств. При этом глава правительства подчеркнул, что сутью бюджетной политики на ближайшие три года остается поддержка экономических преобразований, которые способствуют модернизации экономики и ее структурной перестройке.
Перестраиваясь, власти, однако, обещают не трогать расходы на социалку, которые, по словам Медведева, в 2014 году превысят 4 триллиона рублей. Только на здравоохранение в 2013 году правительство израсходует более 500 миллиардов рублей, да и в последующие годы объемы госрасходов на эту сферу сокращаться не будут. Кроме того, глава кабмина пообещал, что школьное образование в стране останется бесплатным. Что же касается финансирования науки, то в 2013 году оно составит 320 миллиардов рублей. Причем премьер подчеркнул важность полноценного финансирования конкурентоспособных разработок.
Помимо социалки, приоритетом бюджета являются национальная оборона и безопасность, что еще раз подтвердил Антон Силуанов. Правда, ранее, находясь на Дальнем Востоке, Дмитрий Медведев не исключил пересмотра военных расходов. Во всяком случае, по таким статьям, как образование, здравоохранение и спорт, правительство постепенно будет сокращать расходы. Глава минфина объяснил, что произойдет это за счет завершения софинансирования региональных программ и передачи финансирования на места. Более жесткий подход будет применяться и к финасированию госпрограмм. По словам Дмитрия Медведева, госпрограммы с 2013 года будут субсидироваться по принципу «одна программа — одна субсидия». «Мы должны делегировать функциональные полномочия субъектам Федерации с закреплением доходных источников, усилив при этом ответственность регионов за неэффективность исполнения существующих или вновь переданных полномочий», — заявил руководитель Белого дома.
Охотно выделять деньги под те или иные начинания минфин точно не станет и готов это делать только в том случае, если реформы будут отличаться конкретикой. По мнению Силуанова, увеличивать расходы федерального бюджета на 2013 год по сравнению с уже согласованными параметрами нецелесообразно. «Мы считаем, что дополнительные деньги должны даваться исключительно под реформы, которые необходимо готовить именно сегодня и реализовывать начиная со следующего года», — заявил глава минфина, добавив, что сейчас кабмин находится в ситуации, когда нужно оптимизировать расходные обязательства, сокращать риски и большой ненефтегазовый дефицит. В связи с этим Силуанов предложил ведомствам определиться с приоритетами расходования средств для снижения рисков при ухудшении внешнеэкономической ситуации. Чтобы в случае необходимости не пришлось «резать расходы по живому».