Законы№7 Июль 2012 — 30 июля 2012

Самостоятельность нужна, но контроль не помешает

Версия для печати 3126 Материалы по теме
Самостоятельность нужна,  но контроль не помешает

контроль
В Совете Федерации 21 июня состоялись парламентские слушания на тему «О готовности субъектов РФ и органов местного самоуправления к реализации Федерального закона „О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений“». Накануне завершилась работа временной комиссии по мониторингу формирования нормативно-правовой базы, обеспечивающей вступление закона в силу и практику его применения.

Уйти от формальности

Председатель Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Е. В. Бушмин отметил, что некоторые сложности возникли у ряда федеральных органов исполнительной власти, например, при определении порядка составления и утверждения отчетов о результатах деятельности федеральных государственных учреждений и об использовании закрепленного за ними госимущества. Реализация Закона № 83-ФЗ поставила не менее сложные задачи и перед органами региональной власти и местного самоуправления, руководителями государственных (муниципальных) учреждений. У комиссии по мониторингу возникло опасение, что в связи с отсутствием практики работы в новых условиях подход к планированию финансово-хозяйственной деятельности и формированию государственных заданий окажется формальным. Это может вызвать дополнительные издержки и повлечь невыполнение госзаданий. По оценке Бушмина, в переходный период наиболее успешно проявили себя органы власти Татарстана, Башкортостана, Карелии, Алтая, Красноярского края, Архангельской, Владимирской и Кемеровской областей.

Заместитель директора Департамента бюджетной политики в отраслях социальной сферы и науки Минфина России М. Ю. Алашкевич сообщил, что основная часть субъектов РФ приступила к реализации закона с 1 января 2012 года, а четыре региона начали этот процесс годом раньше. Что касается нормативно-правовой базы, готовность практически стопроцентная, сказал он. Ситуацию в муниципалитетах отследить сложнее, и здесь, возможно, содействие Минфину могли бы оказать региональные эксперты. «Мы не задаем сверху формат или темпы реализации реформы. Мы говорим: каждый субъект должен определить это самостоятельно в отношении каждого конкретного учреждения», — подчеркнул Алашкевич. Он привел следующие данные: из 9700 федеральных учреждений чуть менее 1 % являются автономными, примерно 55 % — казенными и 44 % — бюджетными.

Основная проблема федеральных учреждений связана с тем, что многие из них в срок до 1 декабря 2011 года не внесли изменения в свои уставы. В результате, де-юре оставшись получателями бюджетных средств, они не смогли открыть счета для получения субсидий. Таких технических сбоев следует избегать на уровне регионов, предупредил докладчик. Еще важно, чтобы планы для госучреждений были утверждены не формально, а так, чтобы они действительно отражали ту политику, которую орган исполнительной власти проводит в отношении подведомственной сети. «Когда нам говорят, что это закон о платных услугах, то мы говорим: нет, это закон как раз о том, как разграничить платные услуги и услуги бесплатные», — заявил представитель Минфина. По его мнению, имеет смысл создать единый базовый перечень государственных и муниципальных услуг. Предполагается, что на его основе будут сформированы ведомственные перечни на уровне субъектов РФ, но ни в коем случае нельзя допустить, чтобы в перечни услуг попадали публичные нормативные обязательства или просто публичные обязательства. «Очень часто у нас социальная поддержка обу­чающихся, которая является публичным обязательством — то есть функцией органа власти, которую от его лица оказывает учреждение, почему-то попадает в услуги», — заметил выступающий.

Чтобы не было опасений

Основное нормативное поле распахано, осталось его удобрять, образно определила дальнейшие задачи по реализации Закона № 83-ФЗ заместитель директора Департамента бюджетной политики и методологии Минфина России Т. В. Саакян. Самым страшным, на ее взгляд, может быть формальное воплощение в жизнь заложенных в закон идей. Цель закона — повышение качества услуг для населения, и документ будет по-прежнему оставаться в сфере интересов Минфина. Теперь, как сказала Саакян, каждый орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, должен утвердить нормативные затраты. И когда будут определены базовые, минимальные нормативы затрат, а потом через поправочные коэффициенты учтены особенности учреждений и услуг, действительно можно будет говорить, что все участники реформы идут по правильному пути.

Руководитель Федерального казначейства Р. Е. Артюхин обратил внимание на то, что официальный сайт www.bus.gov.ru, где содержится информация о деятельности каждого из учреждений, должен соответствовать лучшим практикам удобства пользователя. «Этот сайт мы создавали не для себя, а для внешних потребителей», — напомнил он и призвал к созданию интерфейсов, удобных для пользователей. Артюхин также предложил изучить возможность создания в рамках сайта личных кабинетов субъектов РФ и главных распорядителей бюджетных средств федерального уровня, благодаря которым были бы видны вся их жизнедеятельность и финансовое состояние. Говоря о реализации Федерального закона № 83-ФЗ, Артюхин подчеркнул, что сейчас у менеджеров бюджетных учреждений наблюдается совсем другое настроение. Из федерального бюджета с начала 2012 года федеральным бюджетным и автономным учреждениям предоставлены субсидии на сумму 424 млрд руб. «Они понимают, что это их деньги, их не заберут, не зачтут в счет финансирования следующего года», — сказал глава Казначейства России.

Председатель бюджетного комитета Ярославской областной думы В. В. Денисов сообщил, что в регионе очень много споров вызывает регулирование сферы платных услуг. По его мнению, федеральное законодательство, регламентирующее в отдельных отраслях предоставление учреждениями услуг на платной основе, содержит лишь общие указания. Депутат убежден, что следует законодательно определить порядок формирования и утверждения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления перечня платных услуг, которые автономные и бюджетные учреждения вправе оказывать. Это должно положительно повлиять на эффективность и качество предоставляемых услуг.

Вице-спикер Госсобрания Республики Мордовия С. Ф. Сорокин назвал момент, связанный с формированием государственных (муниципальных) заданий, одним из самых сложных. На местах люди привыкли слышать от федерального центра более обстоятельные и четкие рекомендации, «чтобы допускать меньше ошибок», пояснил он. Например, возникают вопросы, каким образом учреждение будет отвечать по своим долгам и в каком порядке будет осуществляться ликвидация учреждений с долгами. А член Совета Федерации В. А. Новиков считает, что система контроля за тем, что происходит в бюджетных учреждениях, особенно на муниципальном уровне, совершенно не отлажена. «Есть серьезные опасения, что к концу года из всех этих 300 тысяч менеджеров половина окажется где-нибудь в местах лишения свободы. И не потому, что они такие злоумышленники, а просто в силу отсутствия опыта», — поделился своими мыслями сенатор.

Участники слушаний предложили Правительству РФ разработать рекомендации для субъектов РФ и муниципальных образований о порядке проведения финансового контроля за деятельностью государственных (муниципальных) автономных и бюджетных учреждений, подготовить комплекс мер для оценки эффективности предоставления государственных (муниципальных) услуг. Правительству также предложено заняться разработкой единого базового перечня данных услуг и инициировать ряд необходимых поправок к федеральным законам. Счетной палате РФ рекомендовано оценить эффективность использования средств федерального бюджета, выделяемых регионам и муниципалитетам в виде бюджетных субсидий государственным (муниципальным) учреждениям.

Поделиться