ЖКХ№7 Июль 2012 — 30 июля 2012

Управление имуществом коммунального комплекса

Версия для печати 2745 Материалы по теме
Управление имуществом коммунального комплекса

Дениченко
Принято считать, что частные компании в жилищно-коммунальном хозяйстве более эффективны и бережливы, нежели муниципальные. Однако, по мнению Валерия Валериевича ДЕНИЧЕНКО, начальника финансового управления городского округа Стрежевой, муниципальное управление имуществом коммунального комплекса имеет ряд существенных преимуществ.

В начале 2000-х годов в городе было несколько предприятий жилищно-коммунального комплекса — ООО «Теплоснабжение», ООО «Водоканал», ООО «Швейцар», ООО «ЖЭС-1», ООО «ЖЭС-2». Их учредителем выступала городская администрация. Каждое из них арендовало часть коммунального имущества и оказывало определенные виды услуг. В 2003 году взвесив все «за» и «против», мы объединили эти предприятия в одно — ООО «Стрежевойтеплоэнергоснабжение» (ООО «СТЭС»).

Основными аргументами в пользу слияния были консолидация денежных потоков, оптимизация аппарата управления, экономия за счет централизации закупок и логистики. На сегодня ООО «СТЭС» — единственный в городе поставщик услуг по теплоснабжению, водоснабжению, водоотведению. Это же предприятие занимается пассажирскими перевозками по городским и пригородным автобусным маршрутам, осуществляет содержание и уборку городских дорог. Оно же является управляющей компанией для всех многоквартирных домов, в которых не созданы ТСЖ или для которых жители не выбрали другую управляющую компанию. ООО «СТЭС» — неоднократный призер всероссийских и региональных конкурсов.

Обеспечение контроля

Всем известный Закон № 185-ФЗ «выталкивает» местные власти из числа учредителей предприятий жилищно-коммунальной сферы, так как содержит в себе норму о недопустимости превышения доли органов местного самоуправления в учредительном капитале этих предприятий более чем на 25 %. Подобный подход не совсем оправдан. Имущество коммунальной сферы должно оставаться в муниципальной собственности, а его использование — полностью контролироваться местной властью. В стране хватает печальных примеров, когда частник выкачивал из коммунального хозяйства значительные средства, потом исчезал, оставляя после себя миллионные долги и изношенное оборудование. Конечно, глава местной администрации или председатель Думы не управляет лично коммунальным предприятием. Для этого нанимают толкового менеджера и постоянно контролируют его работу.

Среди полномочий местной власти обеспечение надежного и бесперебойного оказания коммунальных услуг, особенно в условиях Севера, является едва ли не главной заботой. В нашем городе горячую воду отключают всего два раза в год на короткое время. Уже только старожилы помнят, как когда-то из крана текла ржавая, практически коричневая вода. Сейчас вода очищается до такой степени, что еe можно спокойно пить из-под крана. Эти достижения наших коммунальщиков трудно недооценить.

Сразу скажу, условия Закона № 185-ФЗ мы выполняем. Доля администрации городского округа в учредительном капитале ООО «СТЭС» составляет 25 %. Однако нам удалось сохранить полный контроль за деятельностью предприятия. Трудовой договор с директором со стороны учредителей подписывает мэр. Он же определяет размер заработной платы директора и ежемесячное премирование в зависимости от итогов деятельности.

Ежегодно после утверждения тарифов на уровне администрации согласовывается годовой помесячный финансовый план предприятия. Затем ежеквартально проводятся балансовые комиссии с привлечением депутатов Думы городского округа. На них рассматриваются фактические итоги деятельности предприятия, отклонения от плановых показателей и вырабатываются рекомендации по дальнейшей работе. Ежегодно проводится аудит бухгалтерской отчетности.

Преимущества

Преимущества муниципального управления следующие. Во-первых, деятельность муниципальной компании полностью прозрачна и подконтрольна для местной власти, в том числе уровень заработной платы аппарата управления. На частника жаловаться некому, да и бессмысленно. На предприятие, учредителем которого выступает муниципалитет, любой горожанин может написать жалобу в городскую администрацию. То есть осуществляется так называемый общественный контроль. Жалоб достаточно, все они проверяются, по ним принимаются меры. Во-вторых, нет проблем с поиском инвесторов. Если появляется толковый проект, который позволит сократить себестоимость или повысить надежность оборудования, предприятие может само позаимствовать деньги в банке под муниципальную гарантию. Здесь появляется третий плюс — деньги под муниципальную гарантию получить дешевле, чем под иные виды обеспечения. Достойный пример такого проекта — установка собственного парового турбогенератора на городской котельной. Он уже полностью покрывает нужды котельной в электричестве. Цена вопроса — более 100 млн руб., мощность — 3,5 МВт, срок окупаемости — в переделах пяти лет, нормативный период эксплуатации — 40 лет. Генератор установлен в рамках концессионного соглашения, по истечении срока окупаемости он перейдет в муниципальную собственность. В четвертых, прозрачность формирования тарифов и контроль за расходованием средств. Рентабельность закладывается в минимальном размере. Поступающая выручка расходуется на плановые цели, а не на дивиденды учредителям и бонусы управленцам.

Отдельно стоит отметить, что все платежи за аренду муниципального имущества коммунального комплекса, поступающие в местный бюджет, расходуются на капитальный ремонт, модернизацию и приобретение нового оборудования для ООО «СТЭС». Для этого на городском уровне утверждена программа модернизации коммунальной инфраструктуры. В 2011 году мы полностью ликвидировали задолженность ООО «СТЭС» по арендной плате в местный бюджет. Теперь коммунальщики знают, что каждый заплаченный ими рубль вернется обратно.

Поделиться