Бюджетная политика — 08 августа 2012

Экспертное сообщество спорит с правительством о том, на что именно должен был ориентирован бюджет

Версия для печати 1319 Материалы по теме
Экспертное сообщество спорит с правительством о том, на что именно должен был ориентирован бюджет

бюджет
«Выбор сделан не против бюджетников в образовании и здравоохранении, а скорее в пользу большей коммерциализации этих отраслей, их приспособления под рыночный спрос», — так в интервью газете ВЗГЛЯД объяснил бюджетную стратегию Минфина руководитель отдела бизнес-оценки аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев.

В пятницу группа экспертов во главе с ректором ВШЭ Ярославом Кузьминовым озвучила свою позицию по опубликованным Минфином «Основным направлениям бюджетной политики на 2013–2015 годы».

«Открытое правительство» не соглашается с курсом правительства: эксперты говорят о занижении прогнозных доходов бюджета. По мнению экспертов, бюджетная политика нуждается в корректировке в связи с изменившимися экономическими реалиями.
Рост финансирования оборонзаказа сформирует дополнительный спрос на технических специалистов со стороны предприятий, многие из которых имеют профильные училища, и под этот спрос будет подстраиваться существующая система образования. Абитуриенты, которые последние два десятилетия хотели быть только юристами и экономистами, все больше будут устремляться в техническую область и искать места, где обучают востребованным в оборонной отрасли специальностям. Таким образом, ОПК задумывается точкой роста, которая вытянет за собой другие сферы. В том числе и здравоохранение должно почувствовать положительный эффект — за счет того, что многие предприятия, привлекая ценных специалистов, включают в соцпакет медицинскую страховку.
Поэтому я считаю, что нагрузка на региональные бюджеты не увеличится, но эффективность подготовки кадров значительно возрастет.

Так, Минфин предполагает сокращение доходной части бюджета с 38,9% ВВП в 2011 году до 36,2% ВВП в 2015 году. В «Стратегии-2020», которая разрабатывалась по поручению Путина, при пессимистическом сценарии прогнозируется сокращение до 37% ВВП к 2015 году.

Вследствие занижения прогнозных доходов появилась необходимость в сокращении общего объема расходов, причем расходы сокращаются не в тех сферах. Эксперты протестуют против недофинансирования в бюджете здравоохранения, образования и дорожного строительства и против существенного роста расходов на оборону и правоохранительную деятельность.

Руководитель отдела бизнес-оценки аудиторско-консалтинговой группы «ФинЭкспертиза» Александр Дорофеев в интервью газете ВЗГЛЯД прокомментировал полемику между «Открытым правительством» и кабинетом министров.

ВЗГЛЯД: В расчетах Минфина курс рубля к доллару составит 29,7 рубля за 1 доллар в 2013 году и 31,5 рубля в 2015 году. По мнению ВШЭ, это не соответствует реальной тенденции. Докладчики считают, что в условиях заложенного в прогноз снижения цен на нефть рубль не будет укрепляться, скорее наоборот. Кто из них прав?

Александр Дорофеев: Рубль по отношению к доллару в дальнейшем может укрепиться по мере того, как в экономике США снова проявятся нерешенные проблемы с большим внешним долгом, но, скорее всего, доллар не опустится ниже 30 рублей.

ВЗГЛЯД: «Стратегия-2020» предполагала сохранение расходов до 2015 года на уровне 37–38% ВВП. По версии Минфина, в течение ближайших трех лет произойдет их снижение до 35,9% ВВП. Почему Минфин снижает расходы, ведь эксперты стратегии тоже учитывали кризис и прописывали пессимистический сценарий развития событий?

А. Д.: Стратегия Минфина предусматривает плановый рост эффективности расходования бюджетных средств, когда даже снижающегося по отношению к ВВП финансирования будет достаточно для решения поставленных задач, и это учтено в соответствующем прогнозе.

ВЗГЛЯД: Эксперты отмечают, что изменятся приоритеты по госрасходам. В частности, запланирован рост расходов на оборону и правоохранительную деятельность, а финансирование образования и здравоохранения будет недостаточным, сократятся и госрасходы на дорожное хозяйство. Значит ли это, что мы отказываемся от структурных реформ в этих сферах, в сфере человеческого капитала? Чем это грозит?

А. Д.: Переориентация расходов в сторону оборонного комплекса в ущерб прямому финансированию других сфер, на мой взгляд, абсолютно оправданна. Сфера образования сегодня неэффективна: она, как черная дыра, поедает финансирование и не дает при этом квалифицированных специалистов. Для изменения ситуации необходимо, чтобы заказ на кадры поступал непосредственно от предприятий.

Что же касается расходов на дорожное хозяйство, то, будучи еще премьером, В. В. Путин ставил задачу увеличения их эффективности на 30%. Если эта стратегия будет реализована, то дорожное хозяйство со временем только окрепнет.

Следует учитывать объективную потребность в модернизации вооруженных сил, без которой мы рискуем в перспективе потерять военный паритет со странами Запада, что несет серьезнейшие угрозы безопасности страны.

ВЗГЛЯД: Эксперты пишут, что из-за недостаточного роста расходов на здравоохранение и образование увеличивается нагрузка на региональные бюджеты, а никаких дополнительных источников доходов не предусмотрено. Какими могут быть последствия для региональных бюджетов при таком развитии событий?

А. Д.: Сами же предприятия, уже испытывая дефицит профессиональных кадров, будут все больше финансировать переподготовку специалистов, будет развиваться система грантов.

ВЗГЛЯД: Складывается впечатление, что перед правительством стоит выбор, кого поддержать: бюджетников военно-промышленного комплекса или бюджетников в образовании и здравоохранении, — и оно сделало свой выбор. Так ли это? Какими могут быть последствия?

А. Д.: Выбор сделан не против бюджетников в образовании и здравоохранении, а скорее в пользу большей коммерциализации этих отраслей, их приспособления под рыночный спрос. В рыночных условиях в вузах и больницах должны оставаться более востребованные, эффективные кадры и вымываться неэффективные, потому что потребители не готовы выбирать учреждения, где предоставляют некачественные услуги.

ВЗГЛЯД: Минфин предлагает жесткую формулу, обеспечивающую достижение бездефицитного бюджета уже к 2015 году. «Стратегия-2020» допускала сохранение до 2015 года небольшого дефицита федерального бюджета. Так ли необходим бездефицитный бюджет? Почему?

А. Д.: В привлечении заимствований на мировых рынках большой целесообразности нет, так как экспортной выручки и так достаточно для финансирования правительственных программ. Задачей дня становится повышение эффективности расходования целевого финансирования.

Тезис о том, что занимать на Западе выгодно, потому что проценты маленькие, в нынешних социально-экономических условиях сомнителен. Для того чтобы рубль в качестве расчетной валюты укреплялся в странах СНГ и Восточной Европы, России следует ограничивать внешние заимствования.

Поделиться