«Мы часто слышим, что Россию от большинства других развитых стран выгодно отличает одна из самых низких долговых нагрузок», — отметил в минувшую пятницу замглавы Счетной палаты РФ Валерий Горегляд.
Но если сопоставить размер госдолга не только с объемом ВВП, но и с такими показателями, как ликвидность заимствований, качество управления средствами суверенных фондов и остатками средств на казначейских счетах, то ситуация в этой сфере уже не выглядит достаточно устойчивой. По его мнению, показатели долговой нагрузки России лишь формально находятся на допустимом международным стандартом уровне. Однако в действительности ситуация не столь благоприятная. Оценивая риски роста внешнего долга, следует учитывать высокую волатильность рубля, структуру доходов и расходов госбюджета, а также структуру экспорта и импорта, подчеркнул Горегляд.
Он считает, что программа заимствований, заложенная в основных направлениях бюджетной политики, имеет риски непривлечения заявленных средств и ведет к росту расходов на обслуживание долга. Напомним, в общей сложности в
Но и это еще не все. Программа госзаимстований может быть сорвана. Помимо рисков непривлечения средств на внутреннем рынке в заявленных объемах и на приемлемых условиях существует риск дестабилизации федерального бюджета, связанный с ростом расходов на погашение и обслуживание госдолга, предупреждает Горегляд. Однако никаких мер для снижения долга, стоимости заимствований и процентных расходов федерального бюджета правительством не планируется.
В долговую яму погружается не только федеральный бюджет. Счетная палата обеспокоена и ситуацией в регионах. На 1 января 2012 года общий долг субъектов Федерации достиг 1,17 трлн. руб. Тенденция такая — за два года задолженность выросла у 62 регионов, снизилась у 20. Почти четверть ее приходится на кредиты коммерческих банков. Все это угрожает сбалансированности консолидированного бюджета, отягощает его гораздо большим дефицитом, чем бюджет федеральный, отмечается в сообщении Счетной палаты.
Беспокойство аудиторов вызывает и корпоративный внешний долг, который, по оценке ЦБ, за первые шесть месяцев текущего года вырос на 7,3% — до 585 млрд. долл. Таким образом, корпоративный долг на 13,8% превысил международные (золотовалютные) резервы страны. Без учета же средств суверенных фондов превышение составило почти 60%, или 217 млрд. долл. Снижение цен на нефть, колебания курсов валют способны резко ухудшить условия корпоративных заимствований, вызвать значительный рост стоимости обслуживания внешнего долга. И это станет уже проблемой не только бизнеса. Горегляд напомнил, что в 2009 году государство за свой счет спасало от корпоративных дефолтов государственные и частные компании, признанные «стратегическими».
Независимые эксперты в целом согласны с выводами Горегляда. Первый заместитель директора Института экономики РАН Дмитрий Сорокин считает, что основные риски для бюджета кроются сегодня не в долгах, а в неспособности экономики освободиться от нефтяной зависимости. Ученый сослался на данные Минфина, согласно которым в 2005 году доля нефтяных доходов казны составляла 42,2%, в прошлом году впервые превысила 51%, а 2012 году прогнозируется на уровне 47,3%. В 2013 и 2014 годах — 44,4 и 43,5%. А как сложатся цены на нефть в ближайшие годы, ни один эксперт точно не скажет. «Ведь цены на нефть зависят в большей степени не от экономических, а от политических факторов, — отметил Сорокин. — Один этот фактор создает угрозы бюджету».
Со своей стороны, директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев призвал смотреть не только на заимствования — внешние и внутренние, но и на объем неснижаемых бюджетных обязательств. Последние по факту мало чем отличаются от госдолга. По оценке главы Минфина Антона Силуанова, в настоящий момент различные обязательства социального характера, большинство из которых давалось на волне предвыборного популизма, достигают 80% расходной части бюджета. «Таким образом, утверждения о том, что долговые риски не характерны для России, ошибочны», — делает вывод эксперт.
Бюджетная система расшатывается начиная с муниципалитетов. Их долги в бюджете-2012 определены на уровне 219 млрд. руб., что в 4 раза больше, чем было в кризисном 2009 году. Погасить их муниципалитеты едва ли смогут. Значит, рано или поздно эти долги станут головной болью регионов, а затем и федерального Центра.