Версия для печати 3133 Материалы по теме
Ориентация на гражданина

работа
XIX сессия Международной ассамблеи столиц и крупных городов (МАГ) состоялась 20 июля в Москве. В ее рамках прошла международная конференция «Комплексная система подготовки и переподготовки специалистов для городского управления как основа эффективной модернизации в условиях интеграции в мировую систему».

В пленарном заседании и круглых столах приняли участие представители федеральных и региональных органов власти РФ и ряда стран СНГ, главы городов, эксперты, ученые и предприниматели. Как было заявлено, в последнее время в государственных и муниципальных структурах наметилась тенденция перенимать принципы и подходы к управлению у бизнеса, фокусирование на потребностях граждан. Из-за некачественного оказания государственных услуг Россия, по подсчетам экспертов, теряет в год до 2,5 млрд руб. Поэтому при разработке программ обучения специалистов для городского управления первым правилом должна быть нацеленность на результат. Кроме того, важна их ориентированность на практику. Чиновник обязан на следующий день применить то, чему обучался. Московский городской университет управления (МГУУ), на базе которого проходила ассамблея, готовит в год около 10 тыс. специалистов — от топ-менеджеров до рядовых сотрудников. Для каждой категории существуют свои подходы и программы.

Ориентированность на клиента (а в случае с государственной или муниципальной службой — на гражданина) — это не только технологии, но и жизненная установка, не зависящая от размера оплаты труда служащего, отмечали выступающие. По их мнению, нельзя изменить систему, не изменив психологию людей. А для этого кадровые службы должны обладать соответствующими знаниями, умениями и навыками. В Москве особое значение сегодня придается подготовке специалистов для многофункциональных центров (МФЦ). Здесь, в отличие от бизнеса, клиенту нельзя отказать. Как раз по работе МФЦ часто судят о власти, поскольку с Президентом России или мэром столицы общается далеко не каждый. По выражению одного из экспертов, именно от тех, кто побывал на приеме у чиновника, зависит, сколько людей у нас выйдет на Болотную площадь в следующий раз. Для сотрудника МФЦ полевая практика обязательна, уверены специалисты в области управления, ведь зарплату чиновнику платит налогоплательщик.

В Москве также ведется работа по обучению глав 125 районных управ. Их созывают на специальные сессии, посвященные проблематике новых полномочий и новых критериев оценки их деятельности. Итогом последней такой сессии были конкретные предложения, которые легли в основу совершенствования работы мэрии Москвы, ее взаимодействия с управами. Как было сказано на конференции, за короткий период времени получены результаты, которых не было годами.

При обучении по профильным программам используется и отечественный, и зарубежный опыт концентрации ресурсов на ключевых направлениях и проектах. Но не всегда мировой опыт применим в России. Вообще, как прозвучало с трибуны, у нас нет кризиса идей, а есть кризис исполнения. Вместе с тем необходимо учитывать, что не всякий вчерашний бизнесмен эффективен на госслужбе. На первом месте в системе приоритетов «государева человека» должна быть цель, а не зарабатывание денег, что является отличительной чертой бизнеса. Участники дискуссии обратили внимание и на мировоззрение чиновников, подчеркнув, что служба — это обязанность, а не одолжение.

Поделиться