Федеральной целевой программы «Комплексная программа модернизации и реформирования ЖКХ на
Напомним, концепция ФЦП, разработанная Минрегионом еще в посткризисном 2010 году, была рассчитана на еще монолитную структуру министерства — до выделения из него Федерального агентства по строительству и ЖКХ в мае 2012 года. Это одна из долгосрочных ФЦП, целью этой программы определены достижение устойчивости компаний в этом секторе экономики, снижение уровня износа коммунальной инфраструктуры и проведение ремонтов жилых домов с целью повышения их энергоэффективности. Де-факто речь шла о компенсации налогоплательщикам через госрасходы части стоимости коммунальной инфраструктуры — в год на эти цели Белый дом был готов расходовать порядка 50 млрд руб.
Утверждение правительством концепции ФЦП означает принципиальное согласие Белого дома на ее основные параметры, и запуску программы препятствуют лишь технические недоработки или формальные претензии ведомств из листа согласования (в случае «коммунальной» ФЦП — Минфина, Минэкономики, Минэнерго или ФАС). Однако образование Росстроя и назначение в его руководители Владимира Когана, имеющего сравнимый с главой Минрегиона Олегом Говоруном аппаратный вес, вызвало, по данным источников «Ъ», «внутренние трения» в министерстве, что в итоге и привело к перераспределению финансовых потоков в пользу третьей структуры. Пресс-секретарь господина Говоруна Владимир Желонкин вчера не смог прокомментировать новую схему финансирования коммунальных реформ. Однако Госстрой в итоге не получит контроля над ней, а глава Минрегиона Олег Говорун сохранит лишь формальное участие в мониторинге расходования средств — как глава наблюдательного совета Фонда ЖКХ. Предполагается, что модернизацией и реформой ЖКХ теперь займется госкорпорация, в настоящее время сосредоточенная на капитальном ремонте и переселении аварийного жилья в российских регионах (на эти цели ей выделено на ближайшие три года 172 млрд руб.).
Деньги, «зарезервированные» на курируемую Минрегионом и Госстроем ФЦП по коммунальной модернизации, также отойдут фонду — однако в гораздо более скромном объеме. Источники «Ъ» говорят, что объем финансирования новых задач Фонда ЖКХ составит в
В Минрегионе неофициально также подтверждают, что вариант регионального софинансирования коммунальной реформы «обсуждается». Отметим, для региональных бюджетов 15 млрд руб. в год не огромные расходы, но на федеральные 50 млрд руб. в год в ЖКХ в регионах явно рассчитывали — в отличие от своего софинансирования ремонтов. Перенаправление же финансовых потоков в госкорпорацию в ведомстве объясняют тем, что функции распределения федеральных средств и контроля регионального участия в программах модернизации «гораздо более естественны для Фонда ЖКХ, чем для министерства или его профильного агентства». Вопрос о привлечении частных инвестиций в ЖКХ при резком сокращении госрасходов в секторе остается открытым.
По данным «Ъ», последнее заседание межведомственной рабочей группы, на котором должна быть выработана окончательная конфигурация реформы (зафиксированная проектом поправок к закону «О Фонде содействия реформированию ЖКХ»), пройдет в Росстрое 4 сентября. На следующий день ее результаты будут представлены господину Говоруну, а 7 сентября документы лягут на стол профильному вице-премьеру Дмитрию Козаку, который и инициировал их разработку.