«У федерации есть настрой на сокращение помощи субъектам, — комментирует „РГ“ директор направления „Региональные и местные органы власти“ Standard & Poor s (S&P) Борис Копейкин. — Такие идеи озвучивались и раньше, но не воплощались. Начиная с этого года, судя по отчетности об исполнении бюджетов за первые месяцы, от слов могут перейти к делам».
Действительно, как напоминают в Счетной палате, объем же межбюджетных трансфертов — финансовой помощи, которую регионы получают из федерального центра, за эти три года планируют урезать больше чем на 15 процентов. В итоге доля трансфертов в доходах бюджетов территорий сократится почти в 2 раза — с 19,2 процента в 2011 году до 11,1 процента — в
Советник Института современного развития Никита Масленников видит проблему в том, что передача полномочий на уровень регионов идет быстрее, чем передача источников их финансирования. Так что озабоченность руководителей территорий вполне объяснима. По его словам, есть варианты, которые позволили бы регионам зарабатывать самостоятельно и не ходить с протянутой рукой. «Нужно дать максимум льгот малому бизнесу. Через год-два это дало бы увеличение налогооблагаемой базы и рост доходов, — поясняет Масленников. — Кроме того, надо как можно быстрее ввести налог на недвижимость. Если посмотреть на мировую практику, для муниципальных бюджетов и бюджетов городов — это очень существенный источник доходов».
Но пока этого нет, остается надеяться на кредиты. Сейчас регионы готовы занимать сотни миллионов рублей. По мнению экспертов, опасность таится не столько в величине долгов, сколько в графиках их погашения. «Если вы должны немного, но все нужно отдать завтра, а у вас никакой „подушки“ нет, это большой риск, — замечает Борис Копейкин. — Регион попадает в зависимость от рефинансирования, от рыночных условий. То есть он вынужден брать новый кредит на тех условиях, на которых ему предлагают, а они могут быть и невыгодными».