Документы бюджетной трехлетки вчера были представлены на заседании правительства Москвы заместителем главы города по экономической политике Андреем Шароновым. Основные изменения в бюджетной стратегии Москвы в сравнении с прошлыми годами уже были проведены в бюджете на 2011 год: город ограничил займы и де-факто начал сокращать долг (в 2012 году он должен снизиться на 27,2 млрд руб.), были очерчены параметры основных городских госпрограмм, а инвестрасходы на строительство были в значительной части переориентированы на расходы в области транспорта и дорог.
За основу расчета бюджета мэрия берет умеренно оптимистичный сценарий экономического развития, аналогичный проектам умеренного сценария Минэкономики для экономики РФ. Предполагается, что инвестиции в основной капитал, в 2012 году выросшие в реальных ценах на 10% к прошлому году, увеличатся в 2013 году на 7%, в
На первый взгляд предлагаемая идеология городского бюджета аналогична идеологии федерального бюджета последних лет: это занижение возможных доходов от корпоративных налогов и создание в бюджете своеобразного демпфера в виде постоянных внеплановых доходов. Но в случае с Москвой все немного сложнее. В отличие от федерального бюджета, который получает допдоходы занижением плановых цен на нефть (и с 2007 года может аккумулировать их в резервных фондах), основные и примерно равновесные источники дохода Москвы (по 40% общих доходов и выше) — корпоративный налог на прибыль и налог на доходы физических лиц. В отличие от федеральных экспортных пошлин оба источника лишь косвенно зависят от цен на нефть. В основном мэрия ставит на рост средних доходов в Москве на уровне роста их в России (с 50 тыс. руб. до 68,8 тыс. руб.— в 1,8 раза выше среднероссийских). В бюджетных доходах Москвы налоги физлиц вырастут с 40% в 2011 году почти до 46% в
Кроме того, исходя из презентаций департамента финансов города на заседании правительства в 2013 году Москва завершит трансформацию схемы бюджета: если в 2012 году де-факто бюджет города был бездефицитным из-за сокращения ряда расходов, запланированных при мэре Юрии Лужкове, по итогам 2012 года бюджет Москвы должен иметь остаток неизрасходованных бюджетных средств в размере 200 млрд руб. Бюджет-2013 в Москве легко мог бы быть бездефицитным, однако мэрия планирует все же сохранить своеобразный московский стабфонд остатков на счетах на ближайшие годы в размере около 150 млрд. Существенных доходов от приватизации мэрия с 2014 года уже не ждет, как и роста доходов от имущества. Исходя из этого, Москва вернется на рынок займов: город будет занимать по