Версия для печати 10015 Материалы по теме
Повышение доходов бюджета – приоритетная задача

третьякова 200
К своему 75-летию Тамбовская область подошла с обнадеживающими социально-экономическими показателями. Данное утверждение применимо и к бюджетной сфере. Причины успеха хорошо известны заместителю главы администрации области, начальнику финансового управления Любови Петровне ТРЕТЬЯКОВОЙ.

— Любовь Петровна, Минфин России присвоил Тамбовской области первую степень качества управления общественными финансами...

— По итогам оценки качества управления региональными финансами за 2010 год Тамбовской области была присвоена первая степень, а в 2011 году мы вошли во вторую группу субъектов РФ с надлежащим качеством организации бюджетного процесса. При этом мы как аграрный регион унаследовали слаборазвитую налоговую базу. Только в 2004 году нам удалось выйти из списка высокодотационных субъектов Федерации. Но, несмотря на ограниченные финансовые ресурсы, в последние три года областной и местные бюджеты исполняются без просроченной кредиторской задолженности.

Другим важным результатом нашей работы является незначительный (менее одного процента) объем расходов на обслуживание госдолга. Обеспечив в 2011 году привлечение бюджетных и коммерческих кредитов в объеме более трех миллиардов рублей, финансовое управление произвело расчеты по процентным платежам на сумму чуть более 110 миллионов рублей.

— Каковы основные особенности областного бюджета, какими путями достигается повышение эффективности бюджетных расходов?

— С 2004 года областной бюджет взял на себя выполнение основных социальных обязательств: заработную плату педагогических работников общеобразовательных учреждений, уплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения, содержание учреждений социальной защиты населения и учреждений, оказывающих специализированную медицинскую помощь. Дополнительные расходы потребовали построения модели межбюджетных отношений, основанной на передаче местным бюджетам налогов только по закрепленным Бюджетным кодексом нормативам.

В областной бюджет поступает 70 процентов налоговых доходов консолидированного бюджета области. В действующих условиях это оправданно, поскольку передача местным бюджетам через дополнительные нормативы других налоговых доходов — налога на прибыль, налога на имущество организаций лишь усиливает дифференциацию муниципальных образований. За последние два года местным бюджетам предоставлена финансовая помощь в объеме 30 процентов расходов областного бюджета.

С 2005 года в практику бюджетного планирования были внедрены доклады о результатах и основных направлениях деятельности главных распорядителей средств областного бюджета, приняты необходимые нормативные документы по разработке и оценке эффективности областных целевых программ, разработке ведомственных целевых программ. С 2011 года реализуется программа повышения эффективности бюджетных расходов Тамбовской области на 2011–2013 годы.

Анализ текущей ситуации, особенно в сравнении с достижениями других субъектов, входящих в Центральный федеральный округ, помогает увидеть уровень развития своего региона. Тамбовская область является участником многих федеральных проектов и программ, что также помогает вовремя оценить текущую ситуацию и принять необходимые меры по достижению целевых показателей, в том числе путем принятия того или иного нормативного акта. Далее действует система мониторинга и контроля.

— Одна из важных задач, стоящих сегодня перед российскими регионами, — повышение налоговых и неналоговых доходов. Насколько она актуальна и сложна для Тамбовской области?

— Работа по повышению доходов бюджета для нас приоритетная. С 2008 года действует постановление администрации «О мерах по увеличению доходов консолидированного бюджета области». В его рамках органам исполнительной власти поручено осуществлять мониторинг финансово-хозяйственной деятельности курируемых предприятий с выявлением причин убыточной деятельности и принятием мер по получению стабильной прибыли. Результаты работы отраслевых управлений постоянно рассматриваются межведомственной комиссией по увеличению поступлений налоговых и неналоговых доходов и погашению недоимки в консолидированный бюджет области и государственные внебюджетные фонды.

Кроме того, в области утвержден план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, а также по сокращению недоимки бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на 2011–2013 годы (распоряжение администрации Тамбовской области от 21 февраля 2011 г. № 29-р). Для реализации данного плана органами исполнительной власти региона организовано взаимодействие с предприятиями региона по улучшению финансово-экономического состояния, увеличению темпов производства, росту налогооблагаемой базы, созданы рабочие группы по укреплению дисциплины оплаты труда.

Ежегодно органам исполнительной власти, проводящим мониторинг по курируемым отраслям финансовой деятельности организаций, устанавливаются задания по исполнению налоговых доходов консолидированного бюджета области. На 2012 год задания установлены по налогу на прибыль организаций, НДФЛ, акцизам, налогу на имущество организаций, транспортному налогу, налогам, уплачиваемым по специальным налоговым режимам. За их выполнение отвечают управления по развитию промышленности и предпринимательства, топливно-энергетического комплекса и жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и автомобильных дорог, по развитию перерабатывающей промышленности, сельского хозяйства. Результат проведенных мероприятий подтвержден положительной динамикой поступления доходов.

За 2011 год в консолидированный бюджет области поступило почти 20,1 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов. Выполнение плановых назначений составило 102,5 процента, сверх плана поступило 484,1 миллиона рублей. По сравнению с 2010 годом рост поступлений составил 115,4 процента, дополнительно зачислено около 2,7 миллиарда рублей. Отмечен рост поступлений практически по всем основным доходным источникам.

Но федеральный центр не всегда стимулирует работу регионов по расширению налогооблагаемой базы. В 2009 году в области был реализован инвестпроект по строительству самого крупного в Европе спиртового завода, и сумма поступлений акцизов в региональный бюджет в 2010 году превысила 350 миллионов рублей. Однако с 1 августа 2011 года область лишилась этого источника в связи с переносом уплаты акцизов на спирт и алкогольную продукцию.

Исполняя требования ст. 41 Бюджетного кодекса, Тамбовская область осуществляла учет платных услуг бюджетных учреждений в неналоговых доходах консолидированного бюджета. С 2012 года на территории области вступили в действия положения Закона № 83-ФЗ, согласно которым в неналоговых доходах бюджета отражаются только поступления от платных услуг, оказываемых казенными учреждениями. В результате снижение поступлений по данному источнику составило более миллиарда рублей. Кроме того, в связи с объединением налогоплательщиков в КГН отмечается снижение поступлений налога на прибыль. В результате за девять месяцев текущего года в консолидированный бюджет области поступило 14,5 миллиарда рублей налоговых и неналоговых доходов, рост поступлений к прошлому году составил всего 1,6 процента.

— Область значительно продвинулась по пути перехода к программно-целевому бюджету. Расскажите, пожалуйста, об основных программах. Каковы источники их финансирования?

— В период 2007–2010 годов в Тамбовской области формировались базовые нормативные правовые документы и внедрялись программно-целевые методы планирования бюджетных расходов и бюджетирования, ориентированного на результат. Инструмент ведомственных программ введен в практику регионального планирования с 2009 года. Нам удалось внедрить многоуровневую оценку эффективности долгосрочных целевых программ области. Предусмотрен механизм, обеспечивающий взаимосвязь эффективности реализации программ и объемов их финансирования. Объемы финансирования на реализацию программ с 2009 года распределяются исходя из результатов данной оценки.

Кроме того, приняты нормативные документы, направленные на совершенствование системы бюджетирования, ориентированного на результат:

  • положение о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования;
  • перечень показателей для оценки эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти;
  • порядок проведения экспертного анализа результатов оценки значений показателей достигнутого общего уровня эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов.

Все это время велась работа с исполнительными органами власти области по постепенному переводу непрограммных расходов в программные. В результате доля расходов консолидированного бюджета области, сформированная программно-целевым методом, составила в 2011 году 51,3 процента, в 2012 году — 68,9 процента.

В 2012 году на региональном уровне действует 92 целевые программы (в том числе 57 областных целевых программ и 35 ведомственных целевых программ). 13 областных целевых программ утверждено по отрасли «сельское хозяйство», 17 программ имеют социальную направленность, шесть программ направлено на улучшение жилищных условий отдельных категорий населения. Источниками финансирования определены собственные доходы областного бюджета, целевые средства из федерального бюджета и внебюджетные источники.

— А как бы вы оценили уровень взаимодействия с муниципальными образованиями в сфере финансов?

— В области функционирует 307 публично-правовых образований. Полномочия по выравниванию бюджетной обеспеченности поселений делегированы муниципальным районам, где сохранены и функционируют финансовые органы, которые являются самостоятельными юридическими лицами. Областное финансовое управление осуществляет ежемесячный мониторинг бюджетов. Проблемные вопросы рассматриваются на совместных мероприятиях финансового управления и финорганов. У нас налажено тесное сотрудничество.

— Многие регионы ссылаются на то, что новые инициативы федерального центра, например по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, ставят их в сложное положение...

— Задачи, требующие дополнительных финансовых ресурсов, вызывают определенные трудности и в Тамбовской области. У нас они связаны прежде всего с тем, что регион не имеет возможности получить в текущем году сверхплановые доходы и увеличить размер госдолга. В настоящее время администрация области решает поставленную Президентом РФ задачу по доведению среднего размера оплаты труда педагогических работников общего образования в декабре текущего года до ожидаемого среднего уровня оплаты труда в регионе за 2012 год. Для этих целей мобилизуются ресурсы, сэкономленные при проведении торгов. К сожалению, пока не выработаны единые подходы по реализации федеральных инициатив. Надеемся, что в ближайшее время ясности здесь будет больше.

Справка «Бюджета»

Любовь Петровна ТРЕТЬЯКОВА

В 1987 г. окончила Всесоюзный заочный финансово-экономический институт.

В 1979–1982 гг. работала старшим ревизором-инспектором финансового отдела Тамбовского облисполкома.

В 1982–1990 гг. — заместитель заведующего и заведующая финансовым отделом Советского райисполкома г. Тамбова.

В 1990–2002 гг. — заместитель начальника, первый заместитель начальника финансового управления Тамбовской области.

В декабре 2002 г. назначена начальником финансового управления Тамбовской области.

Кандидат экономических наук.

Поделиться