В выборку НАИЗ попали сверхдорогие заказы (221 общей стоимостью по начальной цене контракта более 586 млрд руб.), размещенные в апреле—сентябре 2012 года. Основными способами проведения закупок свыше 1 млрд руб. были открытые аукционы в электронной форме (142 процедуры) и открытые конкурсы (77), отмечено в мониторинге.
Результаты экспертов не порадовали: собранная статистика показывает крайнюю неэффективность применяемых в соответствии с
«Закупки у единственного участника через несостоявшиеся конкурентные процедуры совершаются для того, чтобы придать легитимность контрактам с высокой стоимостью при отсутствии рыночно обоснованной цены», — говорит гендиректор НАИЗ, председатель совета директоров «Фабрикант.Ру» Сергей Габестро. Особенно этим грешат конкурсные торги: в 76% оцененных экспертами конкурсах поставщики предпочитали вообще не снижать объявленную стоимость предложения, и лишь в 16% случаев цена была урезана, однако не более чем на 1%.
«На основании данного примера легко предположить, что единственный заказчик изначально не рассчитывал на реальную конкуренцию и процедура несостоявшихся торгов является чистой формальностью», — добавляет г-н Габестро.
Кроме того, конкурсная документация зачастую изначально содержит признаки «заточенности» под конкретных поставщиков или исполнителей. Как пример эксперты НАИЗ привели тендер на поставку Минздраву лекарственного препарата «Интерферон бета-1a», в документации к которому подразумевается поставка конкретного препарата, несмотря на существование аналога. «Согласно таблице требований документации аукциона, дозировка препарата предусматривает 44 мкг (12 млн МЕ), при этом потребность препарата определена в микрограммах, что соответствует препарату «Ребиф», — отмечают в НАИЗ. В то же время на рынке существует аналогичный препарат «Генфаксон», единица измерения которого — «млн ЕД».
Другой пример — заказ Министерства промышленности и энергетики Чеченской Республики на разработку проектной документации, инженерно-геологических изысканий и разработку эскиза завода. Согласно документации, срок окончания работ — 31 декабря 2012 года, при этом срок подведения итогов торгов — 5 ноября 2012. «Подать предложение, полностью соответствующее требованиям документации открытого аукциона, может только участник, которому было заранее известно об объявлении данной закупки», — делает вывод НАИЗ.
«Впрочем, необходимо отличать ситуации, когда госзаказчик действительно может воспользоваться услугами единственного поставщика (как, например, некоторые закупки Роскосмоса), и такие, где действительно должна быть конкуренция. Чтобы не косить всех под одну гребенку, необходимо законодательно устанавливать императивы на принципы, а не на процедуры», — уверен г-н Габестро.
Как писала РБК daily, в целом общественное обсуждение сверхдорогих контрактов, которое организовало Минэкономразвития по поручению Владимира Путина, успешным назвать нельзя. В среднем на 73 госзакупки, стоимость каждой из которых превышала 1 млрд руб., пришло по 0 отзывов. Министерство таким результатом оказалось недовольно и уже разослало четыре письма в крупнейшие бизнес-организации — РСПП, ТПП, «Деловую Россию» и «ОПОРА России» — с просьбой обратить внимание на этот инструмент.
Как рассказал РБК daily директор департамента развития ФКС Минэкономразвития Кирилл Степанов, бизнес-организации, а также НАИЗ уже откликнулись на просьбу министерства и с энтузиазмом подключились к работе. Кроме того, качество общественного контроля постоянно повышается: растет посещаемость раздела, количество просмотров, улучшается эффективность предложений пользователей по той или иной сверхдорогой госзакупке. «По статистике, подготовленной Минэкономразвития к заседанию правительства на прошлой неделе, процедуру общественного обсуждения прошли 116 закупок свыше 1 млрд руб., по которым были опубликованы результаты двух этапов. При этом в итоге было заключено 55 госконтрактов. Вряд ли можно жестко привязать количество отказов от торгов с общественным контролем, но можно сделать вывод о том, что заказчики стали серьезнее подходить к составлению проектной документации, ряд торгов отменяются с учетом возможных (либо уже пришедших) серьезных замечаний на момент общественного обсуждения», — поясняет он.
«Как правило, больше всего „распилов“ связано со спецификой закупок, например в строительстве, в том числе дорожном», — рассказывает координатор проекта «РосПил» Константин Каблуков. По его мнению, общественное обсуждение — вещь важная, но еще больше необходимо дать реальные полномочия общественным объединениям и экспертам по приостановке подозрительных заказов. В частности, организация предлагала дать право общественным организациям обращаться в суд на защиту прав неопределенного круга лиц. Соответствующая поправка ко второму чтению законопроекта о ФКС на этой неделе будет рассмотрена в Госдуме.