Мировой опыт — 06 декабря 2012

Всё о мировой торговле

Версия для печати 2871 Материалы по теме
Всё о мировой торговле

мир
Секретариат Всемирной торговой организации, насчитывающий в постоянном штате 677 сотрудников из 80 государств, каждый год выпускает около 40 официальных публикаций, не считая бесчисленных внутренних рабочих документов, предназначенных для всевозможных заседаний делегатов от стран-участниц.

Важнейшими и наиболее содержательными из ежегодных публикаций ВТО можно считать Доклад о мировой торговле (World Trade Report), Доклад о деятельности ВТО (WTO Annual Report), Доклад об общественном форуме ВТО (WTO Public Forum), Статистический справочник по мировой торговле (International Trade Statistics), Справочник по тарифам (World Tariff Profiles) и Справочник по торговой политике (Trade Profiles).

Последние три из перечисленных ежегодников ВТО опубликованы в ноябре 2012 года на официальных языках организации — английском, испанском и французском. Удачно дополняя друг друга, эти ежегодники дают детальную картину современного состояния мировой торговли в целом, а также внешней торговли и внешнеторговой политики практически всех стран мира.

Так, International Trade Statistics 2012 объемом в 270 страниц содержит подробные данные за 2011 год, характеризующие мировую торговлю товарами и услугами в глобальном, региональном, страновом и отраслевом разрезах. Тем самым этот ежегодник не только уточняет, но и существенно расширяет и детализирует данные вводной главы Доклада о мировой торговле 2012 года

Согласно ежегоднику, мировой товарный экспорт в стоимостном выражении увеличился в прошлом году по сравнению с 2010 годом на 20%, достигнув 17,8 трлн. долл. Столь значительный рост произошел главным образом за счет повышения мировых цен. А по физическому объему, то есть без учета роста цен и изменений валютных курсов, мировой товарный экспорт возрос всего на 4,9%, тогда как в 2010 году этот показатель был равен 14,0%.

Мировой экспорт услуг в 2011 году увеличился на 11% до 4,17 трлн. долл. Авторы ежегодника особо отметили, что на долю стран — членов АТЭС, куда входят, в частности, Россия, Китай, США и Япония, в 2011 году приходилось 39% мирового экспорта услуг и 45% мирового товарного экспорта.

Специальный раздел ежегодника содержит статистику внешней торговли, осуществляемой в рамках региональных торговых соглашений, получивших большое распространение в последние годы. В этом разделе приводятся подробные данные о географическом направлении и товарной структуре внешней торговли стран — членов NAFTA (Канада, Мексика, США), MERCOSUR (Аргентина, Бразилия, Парагвай, Уругвай), Andean Community (Боливия, Колумбия, Перу, Эквадор) и ASEAN (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины).

Во введении к разделу о товарной структуре подчеркивается, что в 2011 году наибольший рост отмечался в торговле готовыми изделиями — на 6,5%, тогда как по сельскохозяйственным товарам рост составил 4%, а по минеральному сырью и топливу — всего 1,5%. Однако вследствие роста цен именно по минеральному сырью и топливу наблюдался самый значительный рост мирового экспорта в стоимостном выражении — на 34%, до 3,17 трлн. долл.

Среди других особенностей развития торговли в 2011 году авторы выделили повышение доли ЕС в мировом экспорте автомобилей до 51,2% — при сокращении доли Японии до 11,7% и доли США до 9,3%. Были отмечены также рекордные темпы роста мирового экспорта одежды и текстильных изделий — на 17%, до 725 млрд. долл., в том числе из Китая — на 20%, до 248 млрд. долл.

В разделе по торговле услугами приведены данные о структуре их мирового экспорта в 2011 году. Первое место уже много лет занимает туризм — 25,6% от общего экспорта услуг. Далее шли (в %) транспорт — 20,6, финансовые услуги — 7,4, лицензионные платежи — 6,4, компьютерные и информационные услуги — 6,0, услуги связи — 2,5, строительство — 2,4, страхование — 2,1, персональные, культурные и рекреационные услуги — 1,3. Остальные 25,7% приходились на категорию «Прочие бизнес-услуги», куда включены сбытовые, лизинговые, юридические, аудиторские, рекламные, управленческие, инженерные и некоторые другие услуги.

Довольно подробные данные приведены по торговле услугами нашей страны. Из них, в частности, следует, что в 2011 году российские экспорт и импорт услуг выросли по сравнению с предыдущим годом соответственно на 20% и 23%, что примерно вдвое выше показателей по миру в целом. При этом пассивное сальдо в торговле РФ услугами увеличилось с 27 до 35 млрд. долл.

Активное сальдо в 2011 году Россия имела только по транспорту — 1,7 млрд. долл., тогда как по услугам связи, включая телекоммуникационные услуги, пассив составил 749 млн. долл., по компьютерным услугам — 506 млн., по аудиовизуальным услугам — 565 млн. и по строительству — 2536 млн.

Справочный ежегодник World Tariff Profile 2012 приводит в единой табличной форме данные по 176 странам и таможенным территориям. При этом в первой части содержатся сводные таблицы по 20 показателям, характеризующим тарифную политику в целом, а также отдельно по сельскохозяйственным и несельскохозяйственным товарам.

Во второй части по каждой стране приведены данные о ее тарифах на импорт 22 основных товарных групп, а также пошлины, с которыми этой стране приходится сталкиваться при экспорте своей продукции в основные страны-импортеры.

Следует отметить, что в составлении данного справочника наряду с ВТО принимали участие секретариаты Конференции ООН по торговле и развитию (UNCTAD) и Международного торгового центра (ITC).

Наконец, справочник Trade Profile 2012 содержит основные данные об экономике, внешней торговле и внешнеторговой политике 182 стран и таможенных территорий. По каждой из них приводятся более 100 показателей по стандартной, легко сопоставимой форме — от ВВП на душу населения и числа зарегистрированных торговых марок до темпов роста экспорта и импорта товаров и услуг.

Не подлежит сомнению, что все три публикации ВТО представляют большой интерес для всех, кто стал еще больше интересоваться развитием мировой торговли после того, как наша страна стала с 22 августа 2012 года полноправным членом Всемирной торговой организации.

Поделиться