Одна из них называлась «Строительство справедливости». В ней он заявил, что построение в России справедливого, с точки зрения большинства граждан, общества превратилось в задачу номер один. В этой статье В.В. Путин писал, что Российская Федерация по Конституции является социальным государством, по уровню социальных гарантий и социальных расходов наша страна занимает для своего уровня производительности труда одно из первых мест в мире (в России уровень социальных гарантий выше, чем в странах с аналогичной производительностью, расходы на социальные нужды составляют более половины бюджета страны). Но тем не менее граждане сегодня не удовлетворены результатами социальной политики государства. Поэтому Владимир Путин предложил перейти от, так сказать, экстенсивного пути развития социальной сферы к интенсивному, чтобы повысить эффективность вложения каждого государственного рубля. Его слова не остались только на бумаге. 7 мая 2012 года президент Путин подписал указ N 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», в котором он дал поручения правительству с конкретными цифрами и сроками.
Прошло семь месяцев, и мы можем проанализировать, что удалось сделать, а что — нет.
В области развития пенсионной системы сделаны важные шаги. Напомню, что перед правительством стоял выбор пути преодоления дефицита Пенсионного фонда. Либеральный вариант, предполагавший повышение пенсионного возраста и отказ от выплаты пенсий работающим пенсионерам, был отвергнут. Точно так же правительство не стало предлагать повышение взносов, что означало бы изъятие части ресурсов из экономики и направление их на очередное повышение социальных выплат: это был бы экстенсивный путь. Правительство пошло интенсивным путем: мобилизовало внутренние ресурсы пенсионной системы. Решено увеличить взносы с самозанятых, которые сегодня платят в Пенсионный фонд в 6 раз меньше, чем впоследствии будут получать. Запланировано установить дополнительные взносы с работодателей, работники которых уходят на пенсию досрочно из-за вредных и опасных условий труда (это, с одной стороны, восстановит справедливость, потому что сейчас фактически за них пенсии их работникам платят все, а с другой стороны, будет стимулировать предпринимателей улучшать условия труда). Принято решение по накопительной части пенсии. Оно абсолютно справедливое: средства тех, кому участие в накопительной системе невыгодно, будут присоединены к страховой части, для тех, кто активно участвует в этой системе, на определенный период времени накопительная часть сохраняется в обязательных отчислениях в полном объеме, в дальнейшем накопительная система станет полностью добровольной. Движение идет в правильном направлении. Но сделано недостаточно. Центральным остается вопрос принятия новой пенсионной формулы. В отличие от ныне действующей она должна быть максимально простой и понятной для граждан, чтобы любой человек, имея сведения о заплаченных за него взносах в Пенсионный фонд, о своем стаже, мог самостоятельно рассчитать размер своей будущей пенсии. Эта формула должна быть принята обществом как справедливая. Не решены пока еще два важных вопроса. Во-первых, гарантирование средств, идущих в накопительную систему. Здесь, видимо, нужно создавать гарантии, аналогичные гарантиям по банковским вкладам. Должен быть разработан такой механизм, чтобы пенсии были гарантированы даже в случае неудачи конкретного негосударственного Пенсионного фонда или управляющей компании хотя бы на уровне номинал+инфляция. Во-вторых, отказавшись от повышения пенсионного возраста, мы тем не менее понимаем, что продолжительность жизни людей увеличивается, сегодня женщины в 55 лет, мужчины в 60 лет в большинстве своем остаются работоспособными. Поэтому, отказываясь от принудительного повышения пенсионного возраста, мы (по призыву президента) должны создать систему стимулов, которая позволяла бы пожилым людям выходить на пенсию в более поздние сроки и получать за это более высокую пенсию в будущем.
Важный вопрос, поднятый президентом, — повышение заработной платы, улучшение самочувствия работников бюджетной сферы. В своей статье Путин особо подчеркивал, что врачи и учителя являются костяком среднего класса, на них во многом базируется общественная мораль и нравственность. И, разумеется, они не должны быть бедными, не должны быть вынуждены искать заработки на стороне (зачастую неправовыми способами). Поэтому перед регионами была поставлена цель: повысить заработную плату работников образования и здравоохранения. Для учителей она уже до конца этого года повсеместно станет не ниже средней зарплаты по экономике региона, для врачей — в ближайшие годы составит не менее двух средних зарплат, свои критерии повышения у профессорско-преподавательского состава вузов, мастеров производственного обучения, воспитателей детских садов. Президент и партия «Единая Россия» контролируют этот процесс.
Но наряду с повышением заработной платы повышается и требовательность к качеству труда. Сегодня, к сожалению, если мы спросим основную массу потребителей образовательных и медицинских услуг, то есть обычных граждан, довольны ли они качеством этих услуг, то услышим огромное количество нареканий. Поэтому рост зарплат в бюджетной сфере увязан с квалификацией, интенсивностью и качеством труда. Точно так же будет оцениваться и труд рабочих и инженеров. Для этого Государственной Думой в осеннюю сессию принят Федеральный закон о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статью 1 Федерального закона «О техническом регулировании». Законом введены такие понятия, как квалификация работника и профессиональный стандарт. Квалификация каждого работника будет фиксироваться государством, а не только тем или иным работодателем. Указ президента предписывает к 2015 году утвердить не менее 800 профессиональных стандартов. Таким образом, предстоит очень серьезная кропотливая ежедневная работа, в которой, конечно, главную роль будет играть министерство труда и социальной защиты, но не меньшую активность должны проявить профсоюзы, объединения работодателей. Общая политика будет направлена на то, чтобы люди, имеющие более высокий уровень профессиональной подготовки и квалификации, получали более высокую заработную плату — независимо от формы собственности организации, в которой они работают.
Одна из тем, которая сегодня остается «притчей во языцех», это огромный разрыв в доходах между основной массой населения и наиболее богатыми людьми. Если этот разрыв, существующий в частном бизнесе, еще находит пусть не понимание, но хотя бы какое-то объяснение, то такой разрыв в государственных организациях, госкорпорациях или предприятиях с государственным участием для общества необъясним. По сути дела, за бюджетные средства некоторые руководители создают себе привилегированные условия, записывают сами себя в высший класс. Очень важно, что 14 октября 2012 года в первом чтении в Государственной Думе был принят закон о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части создания прозрачного механизма оплаты труда руководителей государственных (муниципальных) учреждений и предоставления руководителями этих учреждений сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера. Таким образом, для руководителей государственных и муниципальных учреждений, во-первых, будет введено нормативное установление заработной платы, не будет нынешней ситуации, когда ректор может получать зарплату, равную всему остальному фонду оплаты труда в вузе. Во-вторых, для того чтобы ударить по коррупции в госучреждениях, действующий в отношении госслужащих и депутатов принцип обязательного декларирования имущества будет применен и к руководителям государственных и муниципальных учреждений. В статье «Три запроса России к Путину», написанной председателем ФНПР Михаилом Шмаковым и мной в сентябре этого года, мы также говорили о том, что через отраслевые и Генеральное соглашения между работодателями и профсоюзами должно быть установлено предельное соотношение зарплаты высших менеджеров в той или иной организации к средней зарплате в данной организации. Уверен, что решение этого вопроса должно состояться в 2013 году.
Еще одна важная тема — защита прав инвалидов. Распоряжением правительства от 15 октября 2012 года утвержден комплекс мер, который предусматривает, в частности, законодательное закрепление федеральных полномочий по определению требований к оборудованию рабочих мест инвалидов и разработке критериев оценки трудоустройства инвалидов. Правительство увеличило расходы на цели, связанные с поддержкой инвалидов. Так, на 2013 год для общественных организаций инвалидов и иных некоммерческих объединений, которые организуют труд инвалидов, предусмотрены ассигнования в размере 739 млн рублей. В целом же на социально ориентированные некоммерческие организации, среди которых значительная часть занимается поддержкой людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, в том числе инвалидов, в 2013 году предусмотрено 910 млн рублей, в
Но, пожалуй, пока самым нерешенным из числа поставленных В.В. Путиным вопросов остается вопрос об участии работников в управлении организациями. Указ президента предусматривал, что уже в осеннюю сессию депутаты Госдумы должны рассмотреть подготовленный правительством проект закона по данной тематике, который, в частности, определял бы полномочия производственных советов. Такой закон до сих пор в Государственную Думу не поступил. В другой правительственный закон, вносящий изменения в Трудовой кодекс по части заключения соглашений между работодателями и работниками, нами была внесена поправка, которая относит к числу вопросов, рассматриваемых при заключении отраслевых соглашений между профсоюзами и работодателями, участие работников в управлении организациями. Пока это все, что сделано. А ведь на самом деле тема крайне важна. Мы не можем обеспечить справедливое распределение прибыли между работодателем и работником, если работник не получает в полном объеме информацию о финансовом состоянии, экономическом и социальном развитии и о планах на будущее своей организации, не имеет права реального голоса в определении этого будущего, не участвует в контроле за эффективностью того, как расходуются средства. В нашей статье «Три запроса России к Путину» мы предложили два механизма участия. Во-первых, это включение в состав коллегиальных органов управления организации (таких, как совет директоров или наблюдательный совет) представителей работников с правом решающего голоса. Такие представители могли бы быть избраны на общем собрании, конференции или делегированы профсоюзной организацией, насчитывающей в своих рядах более половины сотрудников. Во-вторых, создание института постоянно действующих производственных совещаний. Такие совещания могли бы проходить в малых по численности организациях в виде общего собрания, в больших — в виде конференции, не реже чем раз в полгода. На этом совещании руководство предприятия отчитывалось бы о своей деятельности и обсуждало бы с работниками планы социально-экономического развития. В своей статье Владимир Путин предложил присмотреться к опыту германских производственных советов. Такие советы необходимы в первую очередь в учреждениях и организациях, где на сегодняшний день нет профсоюзов. При этом они не должны повторить судьбу горбачевских советов трудовых коллективов (СТК), которые превратились в структуры, дублирующие профсоюзы. Должно быть проведено строгое разграничение компетенции профсоюзных организаций и производственных советов, предусмотрена возможность активного участия профсоюзов в их формировании.
Итак, стратегия построения справедливости в России, обозначенная президентом, реализуется, но реализуется пока медленно. По всей видимости, необходимо, чтобы нынешнему, так сказать, чиновничьему этапу, когда реализацией занимаются исключительно государственные служащие, которым это поручено, на смену пришел новый этап: в процесс должны активно включиться общественные объединения, которые заинтересованы в справедливой пенсионной реформе, в участии работников в управлении организациями, в эффективной социальной помощи. Они должны выступать с инициативами и добиваться того, чтобы при подготовке законопроектов и решений соответствующие структуры государственной власти проводили широкое общественное обсуждение, учитывали мнение общества и, что называется, не спали на ходу, срывая обозначенные в указе сроки. Думаю, что свою роль в этом должны сыграть и доверенные лица президента. Поддержав Владимира Путина на выборах, они поддержали не только конкретного человека, но и предложенную им программу. На них во многом лежит ответственность за ее реализацию.