Сейчас их, как правило, обучают в специальных университетах компьютерной грамотности и другим дисциплинам, но если бы эти занятия заменили на курсы по управлению ЖКХ, была бы огромная польза, поскольку люди пенсионного возраста часто сохраняют большую жизненную активность. А проблемы коммунального хозяйства, ценообразование в нем — еще и сфера их повышенного интереса. Таким образом, они могли бы реально стать передовиками общественного контроля в ЖКХ. Сейчас же контроль в этой сфере практически отсутствует, жильцы пассивны. И это — одна из основных проблем, продолжает эксперт.
Напомним, в понедельник Владимир Путин провел совещание по улучшению качества услуг ЖКХ. По его окончанию вице-премьер Дмитрий Козак сделал несколько заявлений. Он пообещал, что, во-первых, к 1 января 2014 года будет принят закон, устанавливающий требования к предоставлению услуг ЖКХ. Документ должен будет обеспечить прозрачность и предсказуемость отрасли. Козак уточнил, что в первом чтении документ Госдумой уже принят.
Во-вторых, планируется повысить ответственность управляющих компаний за некачественные услуги. По словам Козака, сейчас их деятельность регулируется слабо, и, по сути, никто не может лишить компанию-нарушителя права заниматься такой деятельностью. Сами жители не справляются, поэтому необходимо им в помощь ввести и госрегулирование. Оно должно быть примерно на том же уровне, пояснил вице-премьер, «как мы регулируем банковскую деятельность. «Только при таких условиях можно обеспечить надлежащий контроль за теми недобросовестными компаниями, которые повышают тарифы, не оказывают необходимые услуги по управлению многоквартирными домами», — сказал Козак. И добавил, что в законопроекте предусмотрена возможность дисквалификации тех, кто управляет или владеет такими компаниями.
Как отметила эксперт «РГ» Светлана Разворотнева, регулировать деятельность управляющих компаний возможно двумя способами — через гослицензирование или, объединив их в саморегулирующиеся организации. Кстати, именно законопроект по СРО для коммунальных предприятий и был принят недавно в первом чтении, и он как раз предполагает установить требования к предоставлению услуг ЖКХ и обеспечить прозрачность и предсказуемость сферы, о чем и говорил вице-премьер.
«Хотя рассчитывать, что завтра мы примем закон, а послезавтра проснемся в новой действительности, где сфера ЖКХ прозрачна, несколько наивно. Чтобы такое стало возможно нужна кропотливая работа», — говорит и эксперт. И продолжает — сейчас эта работа пошагово ведется государством.
По ее словам, у законопроекта по СРО есть и сторонники, и противники. Первые говорят, что это очень эффективный механизм контроля. Тем более что члены СРО вносят компенсационные залоги, за счет которых должны устраняться возникающие проблемы, платиться штрафы и компенсации жильцам. Вторые приводят пример строительство, где появление СРО так пока и не упорядочило рынок, не решило проблему контроля. А где-то наоборот — СРО стали использовать для монополизации рынка. «Но есть ли механизм лучше СРО? Я думаю, что со временем они «вырастут» и начнут разрабатывать стандарты оказания услуг, следить за тем, чтобы компании их соблюдали«,- говорит Светлана Разворотнева.
Что касается контроля, то пока сами граждане не начнут бороться за свои права, мало, что изменится. «Государство, жилищная инспекция не дойдет до каждого конкретного дома, а 85 процентов собственников квартир пассивны. И даже те, кто активен, не всегда могут докопаться до истины — известны случаи, когда управляющие компании тесно связаны с мэриями городов и закрыты для граждан», — продолжает эксперт. Хотя, добавляет, есть и обратные примеры, когда активность граждан приносит плоды, и уже не управляющая компания диктует условия, а наоборот.
Таким образом, нужна большая просветительская работа среди населения, курсы повышения правовой грамотности в сфере ЖКХ. Сейчас в регионах открываются центры общественного контроля, которые отчасти, должны выполнять эту функцию. Кстати, защищать права жителей домов могут, согласно принятым недавно поправкам в Жилищный кодекс, и организации по защиты прав потребителей, у которых появилось право не только контролировать управляющие компании, но и подавать иски в суд от лица жильцов.