Дефицит бюджета России за 2012 год составил 0,04% ВВП, или 27 млрд. руб., что двукратно превышает прогноз Министерства финансов. Об этом говорится в опубликованных вчера материалах Счетной палаты (СП). Минфин предполагал, что данный показатель составит лишь 12,82 млрд. руб., или 0,02% ВВП. Примечательно, что осенью глава ведомства Антон Силуанов обещал и вовсе снижение дефицита до нулевого значения. Это согласовывалось с планами президента Владимира Путина, которые озвучивались им накануне выборов. Однако достижения высокой планки не произошло. Обнаружены и другие малоприятные несоответствия, в частности, при выполнении бюджетных ассигнований.
Серьезных оснований для беспокойства, впрочем, пока нет, уверяют в СП. Законодательно на 2012 год был установлен дефицит в сумме 42,7 млрд. руб. (0,1% ВВП). Оптимистично выглядят и другие показатели. Так, доходы федерального бюджета по итогам прошлого года исполнены в сумме 12,84 трлн. руб., что на 1,5 трлн. руб. (или на 13%) превышает уровень 2011 года. Расходы же составили 12,87 трлн. руб. (или 99,3% утвержденных бюджетных ассигнований), превысив аналогичный показатель за последние 3 года. Тем не менее аудиторы Счетной палаты указали, что «по-прежнему имеют место некоторые проблемы, требующие особого внимания» правительства РФ. «Так, уровень инфляции в декабре 2012 года по сравнению с декабрем 2011 года составил 6,6%, что выше на 0,5%, чем в 2011 году, и на 0,6% выше предельного уровня, установленного на 2012 год (6%)», — констатируют в ведомстве.
Нашлись в бюджете и другие нарушения. Так, в документе сообщается, что, несмотря на высокий уровень исполнения общего объема законодательно утвержденных бюджетных ассигнований, ниже среднего уровня исполнены расходы по семи разделам, а именно: «Общегосударственные расходы», «Национальная оборона», «Национальная экономика», «Образование», «Культура, кинематография», «Социальная политика», «Обслуживание государственного и муниципального долга». По оценке СП, недовыполнение законодательно утвержденных бюджетных ассигнований составило 85,6 млрд. руб., что сопоставимо с общими расходами федерального бюджета на культуру и кинематографию. При этом расходы по разделу «Национальная экономика» недовыполнены на 59 млрд. руб.
Эксперты не считают превышение прогнозов Минфина критичным и указывают на то, что в целом бюджет по итогам прошлого года является сбалансированным. План по доходам и расходам по выполнению близок к 100%. Что касается прогноза на 2013 год, то существенно ухудшить ситуацию с дефицитом бюджета, по словам специалиста Экономической экспертной группы Андрея Чернявского, могло бы резкое обрушение цен на нефть.
Впрочем, существенного роста дефицита бюджета в наступившем году не исключают в Минэкономразвития. По признанию замминистра экономического развития Андрея Клепача, для выполнения социальных обязательств дефицит должен быть увеличен до 1,5% ВВП. В то время как проект бюджета предполагает дефицит на уровне 0,8% ВВП в 2013 году, 0,2% ВВП — в 2014 году, и только в 2015 году его значение должно приблизиться к нулю. Для выполнения бюджетных параметров, по оценкам Клепача, госрасходы в ближайшие три года должны снизиться на 4,2%, что будет гораздо более жесткой экономией, нежели в странах Европы, за исключением Испании и Великобритании.
Не ясно, однако, как совместить необходимое сокращение госрасходов, в том числе на образование, здравоохранение и национальную экономику, с выполнением социальных обязательств. «Колебания цен на нефть могут стать причиной существенного пересмотра результатов бюджета 2013 года, — сказала „НИ“ аналитик Дарья Пичугина. — При росте цен в сторону повышения они будут колебаться в сторону бездефицитного и даже профицитного бюджета, но если цены пойдут вниз, следует готовиться к растущему дефициту. Основной причиной таких колебаний также являются неблагоприятная внешняя конъюнктура и отсутствие реальных сдвигов в нашей экономике и ее развитии».
— Бюджетная политика — 06 февраля 2013