Версия для печати 3125 Материалы по теме
Социальные приоритеты  для регионов

Справка «Бюджета»

Горнин
Леонид Владимирович ГОРНИН

Родился 30 декабря 1972 г. в Новосибирске.

В 1997 г. окончил Сибирскую коммерческую академию потребительской кооперации, в 2004 г. — Сибирский государственный университет путей сообщения.

До 1997 г. работал в различных коммерческих структурах.

В 1997–1999 гг. — контролер-ревизор, старший контролер-ревизор в аппарате Контрольно-ревизионного управления Минфина России по Новосибирской области.

В 1999–2011 гг. прошел путь от заместителя начальника отдела до министра финансов и налоговой политики Новосибирской области.

В 2011–2012 гг. — и. о. первого заместителя губернатора Новосибирской области, первый заместитель губернатора Новосибирской области.

С сентября 2012 г. — заместитель министра финансов РФ.

Награжден медалью «За заслуги в проведении Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2006 года» Федеральной службы государственной статистики.

Женат, имеет двоих детей.

_____________________________________________

Заместитель министра финансов РФ Леонид Владимирович ГОРНИН считает, что субъекты РФ справятся с реализацией задач, поставленных в майских указах президента страны, — необходимые финансовые источники для этого в их распоряжении есть.

— Леонид Владимирович, в 2012 году на федеральном уровне были приняты важные решения, касающиеся развития ряда отраслей социальной сферы. Какие задачи на ближайшую перспективу в связи с этим встают перед финансовыми органами субъектов РФ?

— В первую очередь я бы отметил реализацию майских указов Президента РФ, которая потребует от регионов увеличения доли расходов на заработную плату работников бюджетной сферы. Субъектам предстоит заняться приоритизацией своих расходов — без этого вряд ли удастся своевременно и в полном объеме обеспечить рост соответствующих фондов оплаты труда.

Далее вопросы, связанные с обеспечением населения дошкольными учреждениями и сокращением очередей в детские сады, хотя следует отметить, что далеко не во всех субъектах данная проблема стоит остро. Третья задача — обеспечение инженерной инфраструктурой земельных участков, передаваемых многодетным семьям. Наконец, четвертое, базовое направление, которое должно найти отражение и приоритетную реализацию в законах о бюджетах, — переселение граждан из ветхого и аварийного жилого фонда: стоит задача до 2015 года завершить эту работу.

Все перечисленные задачи потребуют от субъектов РФ как приоритизации расходов, так и принятия мер, связанных с обеспечением более высоких темпов роста собственных доходов. Тем не менее могу с уверенностью сказать, что они абсолютно реалистичны.

— Государственный долг субъектов РФ — одна из широко обсуждаемых сегодня тем. Некоторые эксперты опасаются за долгосрочную сбалансированность бюджетов, в частности, в свете реализации майских указов президента. Как вы оцениваете сложившуюся ситуацию?

— Если говорить об исполнении бюджетов субъектов РФ в 2012 году в целом, то можно отметить, что общий объем государственного долга вырос на 15 процентов в абсолютном выражении и составляет 1,355 триллиона рублей. В то же время он находится на экономически безопасном уровне. Муниципальный долг также подрос, однако его прирост незначителен и в данном сегменте занимает небольшую долю.

Если не рассматривать отдельно цифры, характеризующие абсолютное значение государственного долга, а сопоставлять его с такими ключевыми экономическими и финансовыми показателями, как валовый региональный продукт субъектов РФ, их собственные доходы, ситуация выглядит совершенно стабильной. Даже по сравнению с 2010 годом индикаторы по отдельным показателям улучшились. Так, отношение государственного долга к собственным доходам бюджетов составляет около 26 процентов. Это небольшой объем долга. Еще одна цифра: госдолг субъектов РФ находится на уровне 2,6 процента от ВРП. В 2010 году оба показателя были несколько хуже.

— Большинство экспертов, которые так или иначе затрагивают «долговую» тему, как раз и говорят не об объеме долгов региональных бюджетов, а об их коротком профиле. На самом ли деле есть о чем беспокоиться?

— Безусловно, определенный риск здесь есть. Я разделяю опасения, связанные с короткими деньгами, кредитами, которые скорее напоминают источник финансирования кассовых разрывов, а не расходов инвестиционного характера, горизонты кредитования по которым должны составлять три, пять и более лет. Короткие кредиты увеличивают риски и, разумеется, негативно влияют на кредитные рейтинги субъектов РФ.

Можно отметить, что в целом в структуре общего государственного долга банковские кредиты занимают около 33 процентов. При этом за последний год наметилась тенденция к уменьшению процентной нагрузки по госдолгу регионов. Речь идет о той доле расходов региональных бюджетов, которая уходит на уплату банковских процентов, купонных доходов, процентов по бюджетным кредитам, а соответствующие обязательства субъектов РФ сегодня оцениваются более чем в 66 миллиардов рублей, или 1,28 процента от суммы собственных доходов. Указанная доля расходов сокращается, причем как в абсолютном, так и в относительном выражении. Это, на мой взгляд, подчеркивает повышение культуры и ответственности региональной власти в вопросах проведения долговой политики, высокий уровень профессионализма финансовых органов. Напрямую такое сокращение связано и с более эффективными процентными ставками, с более комфортными предложениями по кредитованию субъектов РФ со стороны кредитных организаций.

— Вернемся к обозначенным выше приоритетным направлениям работы субъектов РФ. Есть ли у Минфина России оценка финансовых потребностей, которые возникнут у регионов в связи с проведением всех перечисленных мероприятий?

— Мы проводили оценку по всем четырем ключевым направлениям, о которых я сказал выше: по повышению оплаты труда работников бюджетной сферы, переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда, инженерной инфраструктуре земельных участков для многодетных семей и по детским дошкольным учреждениям. Расчеты, проведенные Минфином, синхронизированы с субъектами РФ. Есть показатели, которые на данный момент можно оценивать только экспертно, к примеру расходы, связанные с обеспечением инженерной инфраструктурой земельных участков. А, например, такой показатель, как необходимый объем дополнительных бюджетных ресурсов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы, зафиксирован: это 328 миллиардов рублей в целом для субъектов Федерации. Нельзя отрицать, что для регионов это достаточно большая нагрузка. Рост фонда оплаты труда в 2013 году составит до 15 процентов относительно базовых фондов оплаты труда в 2012 году. Важно понимать: суть указов президента заключается не в простом повышении зарплат бюджетников, а в проведении структурных реформ в отраслях социальной сферы с одновременным доведением оплаты труда в них до средней по экономике в соответствующем регионе. Указанные преобразования в первую очередь должны быть направлены на повышение качества предоставления государственных и муниципальных услуг.

Согласно существующим макроэкономическим прогнозам положительные экономические процессы позволят субъектам РФ сформировать в 2013 году дополнительные собственные доходы в размере до одного триллиона рублей. По нашим расчетам, на реализацию указов президента уйдет до 46 процентов указанного прироста собственных доходов субъектов РФ. Это значительная цифра, поэтому от региональных властей потребуются точные подходы к принятию соответствующих решений. Однако уже сейчас можно констатировать, что источники для реализации указов президента есть и достижение поставленных целей реально при условии соблюдения правил бюджетного планирования, правильной расстановки приоритетов по расходным направлениям бюджета.

— В 2013 году регионам планируется выделить дотации на поддержку мер по сбалансированности бюджетов в связи с необходимостью реализации майских указов президента. Как будут учтены потребности конкретных субъектов Федерации в такой поддержке?

— В соответствии с решением Правительства РФ федеральный бюджет в 2013 году компенсирует субъектам Федерации около 30 процентов средств, необходимых для повышения оплаты труда работников бюджетной сферы, а именно 100 миллиардов рублей, которые будут выделены в виде дотации на сбалансированность. 60 процентов этой суммы уже были распределены соответствующим приложением к закону о федеральном бюджете. Причем в этой части дотация на сбалансированность была распределена по утвержденной методике. Данная методика прозрачна, понятна и, что важно, справедлива. Указанная сумма распределена между регионами пропорционально, в зависимости от роста в каждом конкретном субъекте РФ фондов оплаты труда, а также от уровня его бюджетной обеспеченности. Это логично, и именно такой принцип применяется практически во всех методиках, которые регулируют вопросы межбюджетных отношений.

— Как планируется разделить между регионами оставшиеся 40 миллиардов?

— Решение, которое определит принципы их распределения, пока не принято. Вероятно, методика будет отличаться от той, на которой базировалось распределение вышеуказанных 60 миллиардов рублей. На сегодняшний день вопрос открыт, мы ждем в том числе предложений от субъектов РФ, поскольку при использовании этих 40 миллиардов необходимо учесть и более точно описать особенности отдельных регионов, связанные с необходимостью повышения оплаты труда бюджетников, а также с возможным изменением экономической и бюджетной ситуации в соответствующем субъекте РФ. Безусловно, мы понимаем, что у ряда регионов имеются так называемые конъюнктурные доходы, которые связаны с внешними рыночными условиями, и что нельзя исключать выпадения этих доходов.

Окончательное решение будет принято в мае-июне, а до этого нам предстоит определить участников этого процесса в соответствии с соглашениями, заключаемыми между органами исполнительной власти субъектов РФ и Министерством финансов. Данные соглашения касаются выделения дополнительных трансфертов на сбалансированность в связи с повышением оплаты труда (то есть у региона появляется право участвовать в распределении тех самых 40 миллиардов рублей). Соглашения заключены со всеми субъектами РФ. Подписывая такое соглашение, регион обязуется согласовать с профильными министерствами и ведомствами так называемые дорожные карты по четырем базовым направлениям, о которых говорилось выше. В «дорожных картах» определяются этапы и уровень повышения оплаты труда работников бюджетной сферы.

Как я уже сказал, одновременно с повышением оплаты труда в социальной сфере регионов должны осуществляться определенные структурные преобразования. Для субъектов установят целевые показатели (индикаторы), по которым федеральные органы исполнительной власти будут проводить регулярный мониторинг. Выполнение соответствующих целевых показателей будет фиксироваться для каждого субъекта РФ индивидуально, хотя и на основе общей методики и общих подходов.

— Предусмотрены ли механизмы федеральной поддержки субъектов РФ в части развития системы дошкольных учреждений?

— Как и в 2012 году, для этого направления предусмотрено финансирование. Отмечу, что в силу действующего законодательства обеспечение населения услугами дошкольного образования и сокращение очереди на предоставление мест в детские сады — исключительная компетенция субъектов РФ. Тем не менее Федерация преду­смотрела на 2013 год восемь миллиардов рублей бюджетных кредитов для дополнительной поддержки субъектов в части строительства, реконструкции и проведения капитальных ремонтов детских садов.

Кроме того, законом о бюджете предусмотрен лимит в 75 миллиардов рублей для дополнительной поддержки регионов с помощью бюджетных кредитов. Они будут выделяться тем субъектам РФ, которые испытывают напряжение при исполнении их бюджетов, с фокусировкой на вопросах, связанных с реализацией указов президента.

— Будут ли бюджетные кредиты использоваться для реализации задач по переселению граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда?

— Это один из возможных инструментов. Сегодня бюджетное законодательство позволяет осуществлять такую дополнительную финансовую поддержку. Однако основным источником финансирования этих расходов должен быть собственный налоговый потенциал соответствующей территории.

— В начале интервью вы сказали о необходимости приоритизации расходов субъектов РФ. Есть ли у регионов резервы для такого изменения своей расходной политики?

— В контексте выбора приоритетов не вполне корректно говорить о резервах. В действительности у субъектов РФ достаточно проблем. Это вопросы, связанные с устойчивым социально-экономическим развитием регионов, реализация инфраструктурных проектов, инвестиций на улучшение качества бюджетной сети, на дополнительную поддержку ЖКХ, дорожного строительства. Шаги, предпринимаемые по этим направлениям, увеличивают привлекательность соответствующих территорий как с точки зрения качества жизни граждан, положительной миграционной динамики, так и с точки зрения развития бизнеса и привлечения инвестиций. Я всегда подчеркиваю, что сегодня один из самых главных показателей, позволяющих понять, насколько сбалансированно, устойчиво будет формироваться и исполняться бюджет каждого субъекта РФ в перспективе на пять лет, — темп прироста инвестиций. Это основа для власти успешно реализовывать социально-экономическую политику на собственной территории.

Если говорить о приоритизации, то, как мы уже отметили, в 2013 году скорректируется объем расходов бюджетов субъектов РФ, связанных с выплатой зарплат и дополнительными мерами социальной поддержки. Безу­словно, эта корректировка неизбежно затронет все остальные направления, поскольку при проведении ответственной бюджетной политики долговую нагрузку увеличивать не следует: использовать заемные средства как источник финансирования дефицита бюджетов в 2013 и 2014 годах следует, как и ранее, осторожно и ответственно.

Поделиться