Версия для печати 6102 Материалы по теме
Фирмы-однодневки наносят ущерб бюджету

Газизулина
Налоговый контроль является важнейшим и эффективным инструментом по выявлению и пресечению правонарушений в налоговой сфере. О том, как построена контрольная работа в УФНС России по Кемеровской области, рассказала руководитель управления Надежда Петровна ГАЗИЗУЛИНА.

— Надежда Петровна, расскажите, какие правонарушения в налоговой сфере встречаются чаще всего?

— Можно выделить две основные категории правонарушений, которые встречаются наиболее часто. Первая — несвоевременная или неполная уплата (неуплата) налогов, исчисленных плательщиками самостоятельно и заявленных в налоговых декларациях, налогов, исчисленных налоговыми органами физическим лицам (имущественные налоги), а также налогов, пеней, штрафов, доначисленных по результатам контрольной работы. Такие недоплаченные (неуплаченные) суммы налоговых платежей «ложатся» в задолженность, и к ним применяются меры принудительного взыскания, предусмотренные Налоговым кодексом.

Вторая категория правонарушений связана с уклонением от уплаты налогов с помощью различных схем ухода от налогообложения, которые мы выявляем в ходе проведения контрольных мероприятий.

— Каков размер ущерба, нанесенного бюджету в результате нарушений налогового законодательства в 2012 году? Какова динамика по сравнению с 2011 годом?

— В Кемеровской области абсолютная сумма задолженности на конец 2012 года составляет 26,3 миллиарда рублей, что на 4 процента, или на 1 миллиард рублей, ниже ее уровня на начало года. Из этой суммы основная доля (70 процентов) приходится на 526 хозяйствующих субъектов, находящихся в процедуре банкротства. На все суммы задолженности применены меры принудительного взыскания. В течение года фактическое поступление от применения указанных мер составило более 6 миллиардов рублей, или 6 процентов от суммы поступлений.

Налоговыми органами области за 2012 год выявлены факты занижения налогоплательщиками налоговой базы, направленные на сокрытие налогов почти на 7 миллиардов рублей. Это выше уровня 2011 года на 13 процентов. Более 2 миллиардов рублей уже поступило в бюджет. Решения налоговых органов на 1,8 миллиарда еще не вступили в законную силу, по остальным суммам продолжается работа по взысканию.

— Кто чаще всего совершает правонарушения в налоговой сфере — организации или физические лица? Какова статистика налоговых правонарушений? Что чаще всего является причиной — некомпетентность бухгалтера или злой умысел налогоплательщика?

— Статистический учет правонарушений, совершаемых налогоплательщиками, ведется налоговыми органами в целом и по юридическим, и по физическим лицам, за исключением учета результатов выездных налоговых проверок. Ежегодно нами в рамках выездного налогового контроля проверяется чуть более 1 процента налогоплательщиков, в том числе 1,6 процента юридических лиц и всего 0,16 процента индивидуальных предпринимателей и физических лиц. При этом доля проверок субъектов малого бизнеса в общем количестве выездных проверок в среднем ежегодно составляет 10–11 процентов. Результативность выездных проверок и организаций, и индивидуальных предпринимателей практически стопроцентная. Однако стоит отметить, что если большая часть поступлений в бюджет приходится на долю юридических лиц, то и доля правонарушений (по сумме доначисленных платежей по результатам выездных проверок) у этих субъектов налоговых правоотношений соответственно также больше.

Как показывает практика, правонарушения, которые наиболее часто встречаются в рамках налогового контроля, связаны в большей степени с желанием недобросовестных плательщиков получить необоснованную налоговую выгоду. Для этого они не гнушаются применением противоправных схем минимизации налоговой базы и ухода от налоговой ответственности. Наиболее распространены схемы с использованием фирм-однодневок, фиктивного документооборота при отсутствии реальных сделок с целью получения незаконного возмещения НДС и искусственного завышения расходов. Также можно отметить умышленное искажение данных бухгалтерской и налоговой отчетности, дробление бизнеса с целью незаконного применения специальных (льготных) режимов налогообложения. Только за 2012 год нами было выявлено 312 случаев использования противозаконных схем минимизации налоговой базы, то есть практически в ходе каждой третьей выездной налоговой проверки раскрывалось такое правонарушение. В результате были предотвращены потери бюджета почти на 2,2 миллиарда рублей.

Наиболее распространенным способом занижения налоговой базы, как уже отмечалось, является использование фирм-однодневок в качестве лишнего фиктивного звена в цепочке поставки либо реализации товаров (работ, услуг) от производителя продукции до конечного потребителя. Налогоплательщики, якобы приобретая товар или услуги у фирм-однодневок, искусственно увеличивают свои расходы либо занижают доходы, уменьшая таким образом налоговую базу и, как следствие, занижая к уплате в бюджет налог на прибыль, а также неправомерно заявляют к вычету «входной» НДС. При этом в реальности никаких поставок не было, никакие услуги, естественно, не оказывались, а денежные средства, попавшие в фирму-однодневку, обналичиваются через физических лиц и возвращаются обратно к организатору схемы. Практически во всех случаях выявления фактов использования налогоплательщиками фирм-однодневок в ходе налоговых проверок судами поддержана позиция налоговых органов. Нами принимаются меры по ликвидации этих организаций. На начало ноября уже ликвидировано 78 фирм-однодневок (27 процентов), по 15 организациям материалы переданы в суд с целью ликвидации (5 процентов), по остальным готовятся иски.

Для возбуждения уголовных дел в отношении налогоплательщиков, использующих противоправные схемы минимизации налоговой базы в случаях, предусмотренных законодательством, все материалы проверок, содержащие признаки преступлений, передаются в следственные органы. Только в текущем году переданы материалы по 272 налогоплательщикам. В отношении 16 из них уже вынесены постановления о возбуждении уголовных дел.

Наряду с указанными схемами в целях ухода от уплаты доначисленных по результатам налоговых проверок платежей недобросовестные налогоплательщики банкротят предприятия. И в этих случаях, как правило, мы выявляем преднамеренность этого банкротства. В среднем за последние три года признаки преднамеренного (фиктивного) банкротства были выявлены в каждом пятом случае из вновь введенных процедур. Все материалы по таким делам также направляются в правоохранительные органы, уголовные дела возбуждаются в каждом седьмом случае.

— Какую роль в выявлении и пресечении налоговых правонарушений играют камеральные проверки? Каковы результаты оперативного налогового контроля в 2012 году?

— В налоговой системе функция оперативного налогового контроля реализована посредством проведения камеральных налоговых проверок, которые осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом, то есть по мере представления налогоплательщиком соответствующих налоговых деклараций. Так, в текущем году налоговыми инспекциями Кемеровской области проведено более 500 тысяч камеральных налоговых проверок представленных налогоплательщиками деклараций, по результатам которых доначислено более 500 миллионов рублей, более чем на 400 миллионов рублей признано необоснованным возмещение НДС.

Кроме того, в рамках камеральных налоговых проверок проводится большая контрольно-аналитическая работа. Только за девять месяцев 2012 года налогоплательщиками после получения от налоговых органов требований и уведомлений подано почти 9 тысяч уточненных налоговых деклараций, увеличивших налоговые обязательства почти на 1 миллиард рублей и уменьшающих убытки на 500 миллионов рублей.

— Расскажите о порядке проведения выездных налоговых проверок. Каковы результаты выездных проверок в 2012 году?

— Начиная с 2008 года налоговые органы отказались от стратегии всеобъемлющего охвата налогоплательщиков выездными налоговыми проверками и сосредоточили усилия по анализу так называемых зон риска совершения налоговых правонарушений. Следует отметить, что сегодня по 12 критериям рисков, размещенных на официальных интернет-сайтах Федеральной налоговой службы и управления, каждый налогоплательщик может самостоятельно дать оценку собственному бизнесу и уточнить свои налоговые обязательства.

Новый подход к организации контрольной работы позволил налоговым органам Кемеровской области добиться почти стопроцентной результативности выездных проверок. Благодаря отказу от тотального контроля и ориентации контрольной работы на зоны риска и выявлению противоправных схем нам удалось добиться роста эффективности выездного налогового контроля. При последовательном снижении количества выездных проверок за последние годы их эффективность увеличивается. Так, по нашим предварительным прогнозам, в 2012 году будет завершено более 1000 выездных проверок. При этом относительно предшествующего года количество проверок снизится на 13 процентов, а сумма доначислений на одну проверку увеличится более чем на 30 процентов.

Благодаря улучшению качества доказательственной базы по выявляемым налоговым правонарушениям количество судебных дел с участием налоговых органов снизилось почти в шесть раз. При этом растет доля судебных споров, в которых суды признают обоснованной позицию налоговых органов. Статистических данных за 2012 год у нас еще нет, но за девять месяцев этого года в пользу налоговых органов суды приняли решения в 98 процентах споров и по 85 процентам от общей оспариваемой суммы, что на 11 процентных пунктов выше, чем за девять месяцев 2011 года.

— Как осуществляется предупреждение налоговых правонарушений? Какие мероприятия проводятся в Кемеровской области?

— Предупреждение налоговых правонарушений является неотъемлемой функцией налоговых органов. Соответствующие мероприятия проводятся еще на стадии регистрации налогоплательщиков с целью предотвращения случаев регистрации фирм-однодневок, функционирование которых наносит, как я уже отмечала, существенный ущерб бюджету государства. При этом данная работа ведется по нескольким направлениям, как самостоятельно, так и во взаимодействии с правоохранительными органами и миграционной службой. Обследуются места предполагаемого местонахождения вновь создаваемой организации, осуществляется проверка данных ее учредителей и руководителей с использованием данных различных информационных ресурсов. В результате еще на стадии создания организации налоговыми органами области было принято 279 решений об отказе в государственной регистрации, что составляет 3,3 процента от зарегистрированных за 2011 год и девять месяцев 2012 года юридических лиц.

Работа по выявлению фирм-однодневок и пресечению их деятельности проводится и в случае изменения местонахождения организации, то есть миграции. К таким «бегункам» интерес особый, так как в большинстве случаев свое местонахождение меняют недобросовестные плательщики. Между налоговыми управлениями по субъектам, входящим в Сибирский федеральный округ, заключено соглашение о взаимодействии, в соответствии с которым в оперативном порядке проводится ряд мероприятий на предмет выявления признаков незаконной миграции. В результате этой работы было отказано в регистрации изменений местонахождения 187 организациям, то есть в каждом десятом случае.

Кроме того, на сайтах Федеральной налоговой службы и нашего управления действует сервис «Проверь себя и контрагента», размещена информация о действующих и недействующих ИНН, о дисквалифицированных должностных лицах, списки организаций, не представляющих налоговую и бухгалтерскую отчетность более двух отчетных периодов. Используя эти ресурсы, собственники могут проверить своих будущих контрагентов. Налоговые органы также принимают участие в работе антикризисных штабов, а в каждой налоговой инспекции работают комиссии по легализации налоговой базы, деятельность которых направлена на предупреждение налоговых правонарушений. В ходе бесед с налогоплательщиками, по тем или иным причинам попавшими в зону риска возможного применения схем ухода от налогообложения, получения необоснованной налоговой выгоды путем сокрытия доходов, заработной платы, постоянного официального убытка предприятия и прочее, члены комиссий просят представить объяснения заявленных показателей, разъясняют налогоплательщикам последствия совершения налоговых правонарушений, в результате чего в инспекции поступают уточненные налоговые декларации, а в бюджет — налоги.

Параллельно с этим применяется достаточно мощный, на наш взгляд, механизм по предупреждению налоговых правонарушений — информирование налогоплательщиков и населения о последствиях налоговых правонарушений. Мы объясняем, к чему могут привести регистрация на себя фиктивных фирм, негативные моменты получения заработной платы в конвертах, последствия несвоевременной уплаты (неуплаты) налогов, необходимость декларирования полученных доходов и так далее. Информирование осуществляется через средства массовой информации, размещение информации на сайте управления, изготавливаются памятки, баннеры и прочее.

— Как вы считаете, что необходимо изменить в законодательстве, чтобы борьба с правонарушениями в налоговой сфере стала максимально эффективной?

— Мы все граждане своего государства и хотим, чтобы оно было крепким, политически и экономически стабильным, а его граждане социально защищенными. А для этого нужен стабильный источник бюджета — налоги. И первое, что надо сделать, — прививать с детства налоговую культуру, воспитывая законопослушного налогоплательщика. Для этого, по нашему мнению, нужны целевые федеральные программы по обучению населения страны налоговой грамотности. Грамотный и законопослушный налогоплательщик не будет изобретать схемы минимизации своих налоговых обязательств и ухода от уплаты налогов.

Если же говорить о действующем законодательстве, то, учитывая, что на сегодняшний день наиболее распространенным способом противоправной оптимизации налогообложения является использование схем ухода от налогов с помощью фирм-однодневок, мы считаем, что наиболее уязвимым местом в законодательстве является как раз отсутствие эффективных правовых механизмов, направленных на предупреждение регистрации таких фирм. Начиная с 2002 года действует заявительный порядок регистрации обществ, что предопределило достаточно легкий путь создания таких организаций. При этом у регистрирующих органов практически нет вариантов для отказа в регистрации, да и сроки, определенные законом для выдачи регистрационных документов, слишком малы, чтобы провести комплексную проверку будущей компании и определить добросовестность намерений по ее созданию. На сегодняшний момент проблема повсеместного создания фирм-однодневок стоит очень остро, в связи с чем именно на стадии регистрации предприятия необходимы жесткие меры противодействия возникновению недобросовестных организаций.

Поделиться