Бюджетная политика — 18 марта 2013

Минфин обнаружил недобор доходов

Версия для печати 1314 Материалы по теме
Минфин обнаружил недобор доходов
минфин
Российский Минфин неожиданно понял, что в 2013 году казна может не досчитаться доходов от приватизации госимущества. Вместо ожидаемых 427 млрд. руб. бюджет рискует получить лишь 60 млрд. руб., то есть в семь раз меньше запланированного. Недобор доходов стал поводом для разговоров о пересмотре планов приватизации. Эксперты, однако, отмечают любопытные особенности приватизации по-русски: полученные от нее средства снова вкладываются в госсобственность — в уставные капиталы тех же самых предприятий.
В конце прошлой недели замминистра финансов Татьяна Нестеренко сообщила, что в 2013 году доходы от приватизации составят лишь 60 млрд. руб., то есть в семь раз меньше запланированного показателя в 427 млрд. руб. Кроме того, бюджет, по словам Нестеренко, недополучит 130 млрд. руб. так называемых ненефтегазовых доходов, речь идет о поступлениях налога на добавленную стоимость (НДС).
Приватизация, как сказала замглавы Минфина, будет проводиться скорее всего через докапитализацию, а не продажу госпакета акций, именно поэтому и случится столь серьезный недобор средств. Причина же недостатка ненефтегазовых доходов — завершение масштабных инвестпроектов у ряда крупных компаний страны. Так, по данным главы Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина, из-за завершения инвестпроектов компании в этом году требуют возмещения по НДС на 1,5 трлн. руб.
Ранее российское правительство решило запустить новую «волну» приватизации и получить от нее в течение трех лет — с 2011 по 2013 год включительно — около 1 трлн. руб. доходов. Сумма, как вскоре выяснилось, запредельная. Ведь после утверждения такого ориентира бюджет получал вовсе не по 330 млрд. руб. в год, а меньше. Как сообщали информагентства со ссылкой на сводки Росимущества, в 2011 году поступления от приватизации в бюджет составили чуть больше 120 млрд. руб., в 2012-м речь шла о 200 млрд. руб.
Летом прошлого года правительство утвердило окончательный план приватизации крупных госактивов на 2012–2013 годы и до 2016-го. Как затем пояснил министр финансов Антон Силуанов, в 2013-м бюджет должен получить от приватизации 427 млрд. руб., в 2014-м — почти 331 млрд. руб., в 2015-м — 595 млрд. руб.
Но вот незадача — ориентиры эти, судя по всему, снова оказались нереалистичными. И в Минфине тут же заговорили о необходимости пересмотреть план по приватизации. Об этом в минувшую пятницу заявил Антон Силуанов. «Возможно, придется пересмотреть перечень предприятий, которые подлежат приватизации в этом году, приблизив сроки приватизации тех предприятий, которые были запланированы на 2014–2015 годы», — сообщил министр финансов. Речь идет в том числе о продаже доли акций в компаниях «Шереметьево» и «Аэрофлот».
«Но одно дело — пересмотреть. И совсем другое дело — в реальности получить эти средства, — замечает директор департамента стратегического анализа компании ФБК Игорь Николаев. — Нарисовать-то можно любую цифру». Эксперт полагает, что в этом году бюджет не получит от распродажи госимущества ожидаемые 427 млрд. руб. даже после пересмотра планов приватизации. Сразу было понятно, что власти ставят перед собой недостижимые цели. «Они исходили из того, что экономика страны будет расти достаточно устойчиво примерно на 4% в год. Но уже сейчас очевидно, что тому не бывать. В условиях стагнирующей экономики, а ее рост уже замедлился до ноля, с деньгами стараются не расставаться», — поясняет Николаев.
В очередной раз возникает вопрос: почему власти не могли сразу заложить в свои проекты реалистичные показатели? Наиболее вероятные объяснения, по словам эксперта, — это некомпетентность тех людей, которые ответственны за экономическую политику, а также их стремление выдать желаемое за действительное «в угоду руководителям». «Когда подписан такой пакет указов, в котором говорится об увеличении производительности труда к 2018 году в полтора раза, о создании 25 миллионов высокопроизводительных рабочих мест, попробуй скажи, что экономического роста на самом деле не будет и что все это недостижимо. Поэтому все рисуют оторванные от действительности цифры», — предполагает Николаев.
В свою очередь, первый зампред думского комитета по бюджету Оксана Дмитриева сообщила вчера «НГ», что финансовые власти, похоже, лукавят, когда говорят о недостатке федеральных доходов. «В бюджете нет недобора совокупных доходов. Заложенная в нем цена на нефть существенно ниже ее реального уровня. Поэтому нефтяных и в целом совокупных доходов будет по итогам 2013 года на 1 триллион рублей больше, чем заложено в проекте», — считает Дмитриева. И заключает, что на самом деле «нет никакого смысла проводить обвальную приватизацию, ведь недостаток заложенных доходов от приватизации можно спокойно заместить дополнительными нефтегазовыми доходами».
Согласно последнему отчету Минфина, дефицит федерального бюджета составил за январь-февраль 2013 года почти 260 млрд. руб. Между тем и в прошлом году в январе-феврале бюджет тоже демонстрировал дефицит в объеме 245 млрд. руб. Однако это не помешало по итогам всего 2012 года выйти на почти нулевой уровень дефицита — в 12,8 млрд. руб. Бюджет на 2013 год сверстан исходя из цены на нефть марки Urals 97 долл. за баррель, сейчас цена на нефть этой марки составляет в среднем 113 долл. за баррель. Другими словами — излишки доходов, по крайней мере нефтяных, у бюджета действительно есть.
Оксана Дмитриева уверена, что власти затеяли целую кампанию для оправдания приватизации: «Вначале заложили в проект цифру, а потом подверстали под нее план. Сделано это было, чтобы потом осуществить эскалацию приватизации. То же самое происходит и с внешними займами. Осуществление заимствований планируется тогда, когда в них нет никакой необходимости, когда бюджет является, по сути, бездефицитным».
Да и сама приватизация в России идет довольно необычным способом. «Если мы посмотрим на бюджет, то увидим, что, с одной стороны, осуществляется приватизация, а с другой — происходят вложения бюджетных средств в уставные капиталы акционерных обществ. То есть одной рукой власти госсобственность вроде бы сокращают, а другой — они ее же увеличивают. И часто это происходит в случае одних и тех же предприятий, особенно если речь идет об инфраструктурных объектах», — обращает внимание Дмитриева.
Поделиться