Бюджетная политика — 19 марта 2013

Бюджет России в этом году может получить на 500 млрд рублей доходов меньше, чем планировал

Версия для печати 1898 Материалы по теме
Бюджет России в этом году может получить на 500 млрд рублей доходов меньше, чем планировал

пустые карманы
Федеральный бюджет на 2013 год может недополучить доходы почти на 500 млрд рублей из-за неожиданно большого объема возмещения НДС и «неправильной» приватизации. Виной всему закончившиеся стройки, в частности к АТЭС и Олимпиаде в Сочи, а также плохая конъюнктура для продажи акций госкомпаний. Предугадать выпадение таких доходов сложно.

Бюджет РФ в 2013 году может недополучить около 130 млрд рублей ненефтегазовых доходов за счет увеличения объемов возмещения НДС, сообщила первый замглавы Минфина Татьяна Нестеренко. По ее словам, такое увеличение возмещения по инвестициям было неожиданным, «мы и не планировали».

«Мы ожидаем в этом году, если не будут предприняты какие-то меры, исходя из того прогноза, который у нас есть, получается где-то 130 млрд рублей недопоступление ненефтегазовых доходов в бюджет», — сказала Нестеренко.

Она пояснила, что выпадение доходов связано с окончанием крупных инвестиционных проектов ряда российских компаний, в связи с чем резко увеличились объемы возмещения по НДС. В частности, речь идет о строительстве объектов для форума АТЭС и Олимпийских игр в Сочи.

Российские компании при заключении инвестиционного контракта освобождаются от НДС. Но во время строительства они все-таки выплачивают налог в общеустановленном порядке. И по завершении работ инвестор вправе претендовать на возмещение НДС, приходящегося на его долю в строительстве.

В этом году российские компании предъявили к возмещению НДС на сумму около 1,5 трлн рублей, что связано с возросшей инвестиционной активностью, рассказал в пятницу глава Федеральной налоговой службы Михаил Мишустин. Для сравнения: в прошлом году объем возмещения НДС был меньше на 500 млрд рублей и составил около 1 трлн рублей, в 2011 году — меньше еще на 283 млрд рублей.

Мишустин подтверждает, что объем возмещений в 1,5 трлн рублей может создать трудности для исполнения бюджета. По его словам, компании создают добавленную стоимость, то есть строят инвестиционные объекты в течение нескольких лет, а предъявление к возмещению производится в течение одного месяца. «Если все придут одновременно и предъявят вычет, что случится? Кассовый разрыв», — поясняет Мишустин.

Не все выпадения доходов можно было просчитать в проекте бюджета заранее, чтобы избежать «беды», говорят экономисты. Строительство может закончиться раньше запланированного срока. «По завершении строительства застройщик выставляет сводный счет-фактуру, и окончательная стоимость проекта, как правило, оказывается выше изначальной. Поэтому даже для учтенных проектов объем возмещения НДС оказывается выше», — говорит газете ВЗГЛЯД старший аналитик ИФК «Солид» Артур Ахметов.

Чтобы такой проблемы не возникало, ФНС предлагает обязать компании заранее уведомлять налоговую службу о планах по заявлению на возмещение. Сейчас налоговое ведомство в рамках своих полномочий по администрированию налогов уже координирует такие планы компаний с представителями государства в советах директоров. «Но обязательство — это другое дело. Мы хотим обязательства, — подчеркнул Мишустин. — Мы хотим уведомления о том, когда у них стройка и когда предъявят (к возмещению)».

Приватизация

Минфин прогнозирует недополучение в этом году еще порядка 350 млрд рублей дохода в бюджет от приватизации, так как, скорее всего, приватизация будет проводиться через капитализацию компаний, а не через продажу госпакета акций. Об этом также заявила Нестеренко.

По ее словам, доходы бюджета РФ от приватизации в 2013 году составят около 60 млрд рублей вместо запланированных 427 млрд рублей.

Именно с этой проблемой связаны оперативные совещания, которые проводит премьер-министр Дмитрий Медведев, добавила замминистра. По ее словам, Дмитрий Медведев на совещаниях сообщил, что «будет разговаривать с каждым администратором доходов, будет разбираться с Росимуществом, с планами приватизации».

В плане на 2013 год приватизация 25–50% акций Совкомфлота, 6% Роснефти, 10–25,5% ВТБ, до 14% «Алросы», 100% Архангельского тралового флота, блокпакеты в ТГК-5, авиакомпании «Сибирь» и Мосэнергострое.

Обвинять Минфин в том, что он неправильно подсчитал доходы от приватизации, экономисты также не спешат. Во-первых, доход от приватизации всегда сложно подсчитать, так как он зависит от стоимости акций той или иной компании на фондовом рынке. «В данном случае речь может идти о том, что уже после принятия бюджета был пересмотрен сам подход к приватизации компаний», — говорит газете ВЗГЛЯД директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин.

«В этом году конъюнктура по бумагам приватизируемых компаний оказалась хуже, чем ожидалось, поэтому государство решило не продавать госкомпании по заниженным ценам, а просто провести докапитализацию, чтобы по крайней мере выполнить план приватизации», — поясняет Ахметов.

Полтриллиона

Таким образом, в 2013 году федеральный бюджет недополучит 497 млрд рублей. Это 3,9% от запланированных доходов, что является существенными потерями.

Такое выпадение доходов приведет к росту дефицита бюджета вдвое с 0,8% ВВП до 1,5% ВВП, подсчитал Ахметов. В то же время дефицит бюджета все равно останется низким по сравнению с большинством европейских стран, отмечает он.

По словам Нестеренко, сумма в 500 млрд дополнительных доходов, которую придется найти Минфину, необходима для того, чтобы выполнить план по бюджету, а не увеличить расходы. «Речь идет о том, чтобы исполнить хотя бы то, что запланировано сейчас», — подчеркнула она.

«Все совещания направлены на то, чтобы исполнить закон о бюджете или же, если появились какие-то новые расходы, попытаться уложить их в те параметры, которые есть в бюджете. Но для этого нужно все-таки собрать доходы, которые у нас запланированы», — пояснила Нестеренко.

Где искать

С одной стороны, бюджет в 2013 году получит меньше ненефтегазовых доходов, но с другой, как говорил Силуанов, получит дополнительные нефтегазовые доходы на 230 млрд рублей. Однако это не поможет, так как с этого года снова начало действовать бюджетное правило, согласно которому дополнительные нефтегазовые доходы не могут направляться на увеличение бюджетных расходов, а должны пойти на пополнение Резервного фонда.

Пополнить бюджет на 200–250 млрд рублей можно, ужесточив налоговое администрирование, однако эти меры, предложенные Минфином, заработают не раньше 2014–2015 годов, отметил Силуанов. Поможет бюджету также «антиотмывочный» закон, которые позволит эффективней бороться с фирмами-однодневками и расширит полномочия чиновников для получения информации из банков. Однако он начнет действовать не раньше 2014 года.

Поэтому пока Силуанов предлагает для покрытия выпадающих доходов ускорить приватизацию ряда активов, в том числе аэропорта Шереметьево и авиакомпании «Аэрофлот». Приватизация этих активов была намечена на 2014–2015 годы, однако глава Минфина предлагает сделать это в этом году.

Найти дополнительный доход можно за счет ускорения приватизации также ФСК ЕЭС, Русгидро и Росагролизинга, считает Артур Ахметов, а Ростелеком и Сбербанк пока приватизировать не будут.

Минэкономразвития также предлагает расширить план приватизации, который позволит уже в этом году выручить до 1 трлн рублей. В частности, ведомство предлагает снизить долю государства в Роснефти до 50%, продав почти 20% компании за 500–550 млрд рублей, и реализовать более 50% акций Ростелекома за 150–200 млрд рублей.

МЭР считает, надо продать весь пакет в 83,4% акций аэропорта Шереметьево за 35 млрд рублей и отказаться от контроля в Сбербанке и ВТБ. Плюс продать 2,3% акций «Аэрофлота», 26,7% Объединенной зерновой компании, а также 19,5% Роснефти и таможенное ФГУП «Ростэк».

Однако и это может не помочь все по той же причине. «Целый ряд сумм из этого триллиона — это допэмиссия соответствующих организаций, которая не приведет к дополнительным поступлениям в бюджет. Это будет просто увеличение капитала соответствующих предприятий», — объяснил Силуанов.

Помимо расширения приватизации, закрыть дыру в бюджете можно также с помощью задействования резервных фондов и увеличения заимствований на внутреннем рынке через ОФЗ (облигации федерального займа). К тому же в связи с допуском Euroclear (иностранные инвесторы могут напрямую покупать рублевые госбумаги), стоимость заимствований снизилась, а емкость рынка возросла, отмечает Брагин.

Поделиться