В середине марта в Министерстве финансов России заявили, что правительству нужно изыскать дополнительные доходы на 500 миллиардов рублей. При этом, как отметила заместитель министра Татьяна Нестеренко, о каких-то новых расходах в данном случае речи не идет — дополнительные средства нужны для того, чтобы выполнить уже запланированные обязательства бюджета.
По словам Нестеренко, сокращение доходов бюджета вызвано двумя причинами. Первая — это решение правительства проводить приватизацию госкомпаний не с помощью продажи принадлежащих в них государству долей, а с помощью дополнительных эмиссий акций. В результате средства от продажи компаний достаются не бюджету, а самим корпорациям. По плану приватизации, в 2013 году бюджет от продажи госимущества должен был получить 427 миллиардов рублей, но сейчас Минфин оценивает потенциальные доходы от приватизации только в 60 миллиардов.
Вторая причина — возврат налога на добавленную стоимость (НДС), связанный с окончанием реализации крупных инфраструктурных проектов, в том числе подготовки к саммиту АТЭС (прошел в 2012 году во Владивостоке) и Олимпиаде в Сочи (пройдет в 2014 году). За счет вычетов по НДС бюджет не получит 130 миллиардов рублей доходов. Какие компании возвращают сумму уплаченного налога, неизвестно; согласно российскому законодательству, получить вычет могут любые плательщики НДС, если они тратят средства на собственную коммерческую деятельность. По словам министра финансов России Антона Силуанова, план по мобилизации дополнительных доходов на 500 миллиардов рублей будет готов к лету. Скорее всего, если другого решения найдено не будет, властям придется наращивать государственный долг.
И нефть не помогает
Дефицит российского бюджета сохраняется на фоне высоких цен на нефть, намного превышающих план. В федеральном законе о государственном бюджете указана прогнозная цена в 97 долларов за баррель. Сейчас цены на нефть марки Urals (основной российский экспортный товар) составляют 111,7 доллара за баррель. 12 марта министр финансов Антон Силуанов заявлял, что дополнительные доходы от высоких цен на углеводороды составят 230 миллиардов рублей. Но эти средства на погашение дефицита бюджета власти направить не могут.
Дело в том, что с 2013 года в России действует «бюджетное правило», ограничивающее возможности правительства направлять на текущие расходы средства от продажи нефти и газа. Согласно правилу, для нефтегазовых доходов устанавливается специальная «цена отсечения», рассчитанная как средняя цена на нефть за последние несколько лет. В 2013 году «цена отсечения» составляет 91 доллар за баррель. Все нефтегазовые доходы, полученные сверх этого барьера, должны направляться в Резервный фонд до тех пор, пока его размер не составит семь процентов ВВП. После этого правительство сможет начать тратить половину доходов Резервного фонда.
На начало марта объем Резервного фонда составил 2,6 триллиона рублей, что равняется 3,9 процента ВВП. Таким образом, пока правительство может снижать дефицит бюджета только за счет ненефтегазовых доходов. Последние же, в отличие от нефтегазовых, в начале 2013 года роста не продемонстрировали. 20 марта в Минфине заявляли, что по итогам года бюджет может недополучить от 80 до 130 миллиардов рублей ненефтегазовых доходов. 26 марта газета «Ведомости» со ссылкой на расчеты Центра развития Высшей школы экономики написала, что если сборы НДС останутся на уровне января-февраля, то за год бюджет может не получить 400 миллиардов рублей сборов по этому налогу.
В то же время, по расчетам ВШЭ, введение «бюджетного правила» позволит значительно нарастить государственные резервы. Если цены на нефть сохранятся на текущем уровне, то по итогам года Резервный фонд увеличится на триллион рублей до
Миссия невыполнима
Происходящее с российским бюджетом противоречит цели, поставленной президентом России Владимиром Путиным, — сделать бюджет бездефицитным. В апреле 2012 года после победы на выборах Путин заявлял, что доходы и расходы федеральной казны необходимо уравнять к 2015 году. «Даже небольшой дефицит для России, я с этим не могу не согласиться, учитывая нашу зависимость от мировой конъюнктуры, это риск, и мы должны его минимизировать», — сказал тогда президент.
Закон о федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период
Если в 2008 году федеральный бюджет потратил только 6,7 триллиона рублей, то к 2012 году показатель вырос почти в два раза — до 12,8 триллиона. Расходы росли даже в кризисный 2009 год — по сравнению с
Колебания доходов во время кризиса объясняются высокой зависимостью российской казны от цен на нефть, а зависимость эта за последние пять лет, похоже, только укрепилась. Так, в 2007 году продажа российских товаров (преимущественно сырья) за рубеж составляла 31 процент от всех бюджетных доходов. Налоги на добычу полезных ископаемых составляли 19,3 процента. В 2012 году показатели оказались на уровне в 38,6 и 19 процентов соответственно. Если в 2008 году бюджет был сбалансирован при плановых ценах на нефть в 60 долларов за баррель, то в 2012 году он был сверстан с дефицитом при цене барреля Urals в 105 долларов, а в
В самом по себе дефиците государственного бюджета нет ничего ужасного. Долгое время сохранение умеренного дефицита считалось грамотной экономической политикой. Экономисты утверждали, что государство может активно занимать средства и инвестировать их в важные инфраструктурные и социальные проекты, поддерживая экономический рост. В случае же если государство будет пользоваться только собственными ресурсами без привлечения кредитных средств, его возможности будут ограничены. Правда, отношение экономистов к бюджетному дефициту значительно испортил долговой кризис в еврозоне, но речь идет скорее об ограничении этого механизма, нежели о полном отказе от него.
Очевидно, что радикально сократить дефицит бюджета в России за счет роста доходов сейчас невозможно. Использовать для этого нефтяные деньги нельзя из-за «бюджетного правила»; налоги чиновники (в том числе и сам Путин) обещали не повышать, а прогнозы по росту ВВП (не более чем на
В таком случае власти могут сделать бюджет бездефицитным только за счет сокращения расходов, но, как показывает весь посткризисный опыт, на такой шаг чиновники идут крайне неохотно — о радикальных программах снижения издержек ничего не было слышно даже во время жесткой фазы кризиса. Тем не менее очевидно, что «лишние» средства в бюджете есть: по данным Счетной палаты, только в 2012 году по линии Минобороны неэффективно потратили 23 миллиарда рублей. Сэкономить бюджетные средства можно было бы и за счет сокращения разросшегося штата чиновников, а также передачи части их полномочий рынку, но в условиях по-прежнему высоких цен на нефть бюрократия в России на такой шаг никогда не пойдет.