Выставки, форумы, конференции№6 Июнь 2013 — 27 июня 2013

Об итогах конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

Версия для печати 4005 Материалы по теме
Об итогах конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами»

В начале июня состоялись юбилейное собрание, посвященное десятилетию образования НП «Сообщество финансистов России», и торжественная церемония награждения победителей VI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами».

Программный бюджет

Съехавшимся со всей страны представителям субъектов РФ и муниципальных образований было что обсудить, несмотря на общий праздничный характер мероприятия: весенняя сессия работы Государственной дума оказалась беспрецедентной по значимости состоявшихся и готовящихся решений. Было принято сразу четыре комплексных закона, вносящих изменения в Бюджетный кодекс. Самый крупный из них — закон, обеспечивающий переход на программный бюджет.

Как отметил заместитель министра финансов России А. М. Лавров, программный бюджет не может быть лучше, чем положенные в его основу программы. Поэтому плохо проработанные, недостаточно комплексные программы, программы с несколькими вариантами финансирования будут ограничивать эффективность программного подхода. Однако важен первый шаг, и на федеральном уровне его готовы сделать уже в 2014 году, несмотря даже на то, что две крупнейшие госпрограммы — по пенсионному обеспечению и оборонному комплексу — не сформированы и пока остаются в непрограммном формате, а большинство других программ требуют существенной доработки. Что касается регионального и муниципального уровней, то здесь, по мнению Лаврова, важно хорошо подготовиться и, в частности, проработать законодательную базу для такого перехода. Замминистра напомнил, что на федеральном уровне вся подготовительная работа заняла три года. Он также отметил, что во многих регионах создана солидная основа в виде региональных целевых программ, которые являются аналогом госпрограмм и легко в них трансформируются.

В планах Правительства РФ увеличить горизонт бюджетного планирования. Трехлетний горизонт уже недостаточен в том числе потому, что госпрограммы выходят за него. «Нужно определять хотя бы примерные индикативные параметры госпрограмм на более длительный срок», — сказал Лавров.

В Думе активно обсуждаются поправки к законопроекту о государственном и муниципальном финансовом контроле. В ближайшие несколько лет данной теме будет уделяться повышенное внимание на всех уровнях: слишком долго сфера финконтроля оставалась неохваченной комплексными реформами. «Сужено понимание государственного и муниципального контроля до сферы именно бюджетных правоотношений. Четко определены юридические лица, которые можно контролировать „по умолчанию“, а которые — только в рамках гражданско-правовых отношений. Произойдет увязка всех бюджетных правонарушений с санкциями не столько бюджетного (поскольку они неэффективны), сколько административного характера», — пояснил Лавров.

Минфин России намерен поддержать комплексные поправки в законодательство, продолжающие реформу системы оказания государственных и муниципальных услуг. Несмотря на то что первый этап реформы пройден, в большинстве случаев государственные задания, субсидии, нормативы работают формально. «Министерствам, субъектам Федерации и муниципалитетам на первом этапе была дана самостоятельность в формировании своих собственных систем предоставления услуг. Но на данном этапе пришла пора начать работать на единой методологической основе», — сказал Лавров. Он пояснил, что федеральным органам власти предстоит утвердить базовые перечни государственных услуг в соответствующих их профилю сферах (здравоохранение, образование, культура), которые будут обязательны не только для федерального уровня, как сейчас, но также для регионов и муниципалитетов. Разумеется, с правом детализации и адаптации к региональным и местным условиям.

Налоги

Заместитель директора Департамента налоговой политики Минфина России С. В. Разгулин рассказал о поправках в законодательство о налогах и сборах, которые ожидаются в 2013 и 2014 годах. Уже принят в первом чтении законопроект, который увеличивает размеры стандартных налоговых вычетов по НДФЛ для налогоплательщиков, на обеспечении которых находятся дети. Вычет на второго ребенка будет составлять с 2014 года 2 тыс. руб., на третьего — 4 тыс. руб., а на каждого ребенка-инвалида — 12 тыс. руб. (увеличение по сравнению с действующим налоговым периодом на 9 тыс. руб.).

Для всех налогоплательщиков, имеющих на обеспечении детей, предельный размер доходов, которые позволяют применять стандартный налоговый вычет, будет увеличен с нынешних 280 до 350 тыс. руб. Разумеется, все это выпадающие доходы субъектов РФ. Законопроект, как ожидается, будет принят в окончательном чтении в весеннюю сессию Госдумы.

Предполагается также модернизация порядка предоставления имущественного налогового вычета, который не будет зависеть от количества приобретаемых объектов. Изменения ожидают и вычет на проценты, уплаченные налогоплательщиком по кредитам и займам, израсходованным на приобретение жилья, а также вычет при продаже жилья. Помимо этого ожидается введение нового инвестиционного налогового вычета, который направлен на привлечение денежных средств на фондовый рынок.

Разгулин напомнил, что в конце мая 2013 года, спустя девять лет после принятия в первом чтении законопроекта о налоге на недвижимое имущество, Правительство РФ внесло поправки к нему в Государственную думу. Переходный период для введения налога на местах, как и предполагалось ранее, продлится до 2018 года. До этого для расчета налога будет применяться инвентаризационная стоимость по состоянию на 1 января 2012 года.

Совершенствование межбюджетных отношений

Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений Минфина России Д. С. Хворостухина полагает, что одна из главных задач во взаимоотношениях Федерации и ее субъектов в 2013 году — обеспечение выполнения майских указов Президента РФ. Она напомнила, что в 2013 году при распределении 6 млрд руб. в качестве дотаций на сбалансированность субъекты РФ взяли на себя обязательство принять «дорожные карты» в различных сферах и согласовать их с соответствующими федеральными органами власти. От этого зависит предоставление второго транша дотаций на сбалансированность. По данным федеральных органов, согласования «дорожных карт» по переселению граждан из аварийного жилья и инфраструктурному обустройству земельных участков, подлежащих предоставлению для жилищного строительства семьям, имеющим трех и более детей, идут крайне медленно (за обе «дорожные карты» отвечает Минрегион России). Субъектам РФ важно ускорить данную работу, чтобы не лишиться этих средств.

Хворостухина также сообщила, что Трехсторонней рабочей группой по совершенствованию межбюджетных отношений были отработаны подходы к распределению субсидий на модернизацию дошкольного образования в объеме 50 млрд руб. Поставлена задача в максимально короткие сроки утвердить эту методику, чтобы регионы получили деньги уже в сентябре.

Еще одна тема, которая будет актуальна для регионов в текущем году, связана с принятием 4 июня Правительством РФ постановления об изменении порядка предоставления субсидий на региональные программы повышения эффективности бюджетных расходов. Конкурс будет проводиться по новым правилам. Появится несколько новых условий — в частности теперь программы, участвующие в отборе, должны быть приняты не менее чем на три года. Кроме того, в обязательном порядке они должны содержать мероприятия по повышению квалификации госслужащих субъектов РФ и муниципальных служащих.

На федеральном уровне уделяется значительное внимание вопросам совершенствования системы предоставления субсидий субъектам РФ. В частности, это касается подходов к определению уровней регионального софинансирования. Сейчас эти уровни устанавливаются по предложению федеральных органов власти. В результате их дифференциация по различным федеральным субсидиям существенна. Чтобы упорядочить данный процесс, уже в текущем году будет разработан перечень приоритетных направлений, в соответствии с которым должны определяться расходные обязательства, софинансируемые Федерацией. Указанный перечень будет увязан с федеральными государственными программами.

Ведется серьезная работа и по консолидации субсидий. На этапе формирования бюджета 2014–2016 годов определяется перечень укрупненных субсидий. Пока стоит задача снизить количество субсидий с 93 до 76. Сильнее всего раздроблены субсидии, предоставляемые Минсельхозом (26 субсидий), которые планируется сгруппировать по отдельным подотраслям (растениеводство, животноводство и т. д.).

Еще одно направление работы — обеспечение максимального распределения субсидий законом о бюджете. В 2013 году этот показатель составил только 10%, сейчас поставлена задача довести его до 25%. К июлю-августу 2013 года планируется определить перечень субсидий, обязательных к распределению федеральным законом. Хворостухина добавила, что Правительством РФ определен перечень из девяти субвенций, которые уже с 2014 года будут предоставляться в форме единой субвенции. Распределение переданного объема по конкретным направлениям будет определяться законами о бюджетах субъектов РФ.

Торжественная часть

Рабочая часть собрания завершилась вручением почетных грамот активным членам Сообщества финансистов России. Был отмечен вклад как действующих работников финансовой системы, так и тех, кто стоял у истоков образования и становления сообщества.

Далее, уже в неофициальной обстановке, были подведены итоги VI Всероссийского конкурса «Лучшее муниципальное образование России в сфере управления общественными финансами», который в этом году собрал более 200 участников.

Все фотографии с мероприятия размещены на сайте https://bujet.ru/action/lmo_VI/.

Поделиться