21 пилотный регион, внедряющий проекты модернизации системы образования, – это экспериментальные площадки по выработке основных подходов к образовательной модели будущего.
Об этом заявил Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев 23 октября в рамках видеоконференции с регионами, участвующими в эксперименте. «Опыт участников проекта крайне важен. По сути, он будет заложен в подготовку новых стандартов, новых методик обучения, которые будут реализовываться в Российской Федерации», – подчеркнул первый вице-премьер.
Он напомнил, что проекты модернизации образовательной системы с 2007 года реализуются в 21 регионе страны, а еще три региона – Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область – выступают консультантами, поскольку «неплохо продвинулись в процессе перехода на новую образовательную модель, в том числе в вопросах внедрения нормативно-подушевого финансирования и других ее составляющих».
Дмитрий Медведев рассказал, что из федерального бюджета субъектам РФ на эти цели выделено 4 млрд руб. Кроме того, согласно условиям конкурса регионы должны вложить в модернизацию 7,5 млрд.
Согласно данным Дмитрия Медведева, внедрение новой системы оплаты труда уже привело к росту заработной платы учителей в этих регионах. Доходы педагогов в среднем выросли на 25–30%, а у лучших педагогов, которых насчитывается около 15%, – до 80%.
В абсолютных цифрах, как уточнил первый вице-премьер, картина выглядит следующим образом: у начинающих педагогов рост оплаты труда составил не менее 2 тыс. руб., а у учителей с большим педагогическим стажем – до 17 тыс. руб. При этом доля стимулирующей части оплаты труда (напомним, что в новой системе сумма заработной платы складывается из базовой и стимулирующей части) сейчас равна примерно 25–27%, а ее планируется довести до 40%.
Первый заместитель Председателя Правительства РФ отметил, что его эти промежуточные результаты обнадеживают. Он особенно подчеркнул, важность объективной оценки труда учителя, ведь это напрямую влияет на величину стимулирующей части заработной платы. Здесь, по словам Дмитрия Медведева, нужно рассматривать сумму показателей: это и подготовка педагогом авторских программ, и использование им информационных технологий, и количество подготовленных учеников, ставших победителями различных олимпиад и конкурсов. Полномочиями оценивать качество преподавания учителей должны быть наделены как экспертное сообщество, так и общественность, и школьные советы, отметил Дмитрий Медведев.
Он также подчеркнул, что «в условиях бурно развивающегося информационного общества, перехода на инновационные способы обучения» необходимо уделять повышенное внимание повышению квалификации педагогов. «Очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий», – отметил он и добавил, что школы вправе сами выбирать, где именно их педагоги будут проходить переподготовку, «мы здесь ничего не должны навязывать».
Первый вице-премьер также поднял вопрос о том, что школы должны научиться пользоваться не только информационными технологиями, но и новыми правовыми технологиями. «Ряд законов, которые у нас уже приняты, используются далеко не в полную силу», – рассказал Дмитрий Медведев и привел в пример новое законодательство, касающееся автономных учреждений и целевого капитала. По его мнению, целевой капитал сейчас используется только применительно к крупным образовательным структурам, но его можно формировать и в больших школах (или в масштабах нескольких школ).
В конце текущего года, считает первый вице-премьера, важно оценить проделанную в пилотных регионах работу по трем основным направлениям: как выполняются региональные обязательства по совершенствованию системы оплаты труда, по материально-техническому оснащению школ и по обновлению школьной сети. «По результатам мы будем принимать решение о дальнейшей материальной поддержке регионов», – напомнил он присутствующим.
Первый вице-премьер пообещал, что работа по созданию новой финансовой модели школы будет продолжена «уже в самом ближайшем будущем»: в 2008 году помимо тех субъектов, в которых работа будет продолжена, к эксперименту на конкурсной основе присоединятся еще десять регионов, и, таким образом, в проекте будет задействовано уже «больше трети страны».
«Мы с вами взялись за очень важное дело, и, можете не сомневаться, мы все это доведем до логического завершения», – заверил он участников встречи, отметив, что накануне, 22 октября, на совещании с членами Правительства Президент России Владимир Путин также говорил о том, что эксперимент по модернизации образования не только не прервется, но и будет расширен. «Но должна быть соответствующая отдача от наших коллег, работающих на местах», – заметил Дмитрий Медведев.
Видеоконференция Дмитрия Медведева с пятью регионами, внедряющими комплексные проекты модернизации образования, прошла в московском Центре образования № 548 «Царицыно» – лучшей школе России 2006 года. Перед ее началом первый вице-премьер ознакомился с образцовым общеобразовательным учреждением страны: он осмотрел спортивный зал, столовую, медицинский кабинет, посетил уроки английского языка, экономики и даже побывал у памятника школьному коту, прославившемуся тем, что приходил в школу 1 сентября и уходил 25 мая. «Мы долго ломали голову, как это объяснить, а потом поняли, что просто школьная столовая открывается 1 сентября, а закрывается 25 мая», – рассказал первому вице-премьеру директор школы Ефим Рачевский.
Об этом заявил Первый заместитель Председателя Правительства РФ Дмитрий Медведев 23 октября в рамках видеоконференции с регионами, участвующими в эксперименте. «Опыт участников проекта крайне важен. По сути, он будет заложен в подготовку новых стандартов, новых методик обучения, которые будут реализовываться в Российской Федерации», – подчеркнул первый вице-премьер.
Он напомнил, что проекты модернизации образовательной системы с 2007 года реализуются в 21 регионе страны, а еще три региона – Москва, Санкт-Петербург и Тюменская область – выступают консультантами, поскольку «неплохо продвинулись в процессе перехода на новую образовательную модель, в том числе в вопросах внедрения нормативно-подушевого финансирования и других ее составляющих».
Дмитрий Медведев рассказал, что из федерального бюджета субъектам РФ на эти цели выделено 4 млрд руб. Кроме того, согласно условиям конкурса регионы должны вложить в модернизацию 7,5 млрд.
Согласно данным Дмитрия Медведева, внедрение новой системы оплаты труда уже привело к росту заработной платы учителей в этих регионах. Доходы педагогов в среднем выросли на 25–30%, а у лучших педагогов, которых насчитывается около 15%, – до 80%.
В абсолютных цифрах, как уточнил первый вице-премьер, картина выглядит следующим образом: у начинающих педагогов рост оплаты труда составил не менее 2 тыс. руб., а у учителей с большим педагогическим стажем – до 17 тыс. руб. При этом доля стимулирующей части оплаты труда (напомним, что в новой системе сумма заработной платы складывается из базовой и стимулирующей части) сейчас равна примерно 25–27%, а ее планируется довести до 40%.
Первый заместитель Председателя Правительства РФ отметил, что его эти промежуточные результаты обнадеживают. Он особенно подчеркнул, важность объективной оценки труда учителя, ведь это напрямую влияет на величину стимулирующей части заработной платы. Здесь, по словам Дмитрия Медведева, нужно рассматривать сумму показателей: это и подготовка педагогом авторских программ, и использование им информационных технологий, и количество подготовленных учеников, ставших победителями различных олимпиад и конкурсов. Полномочиями оценивать качество преподавания учителей должны быть наделены как экспертное сообщество, так и общественность, и школьные советы, отметил Дмитрий Медведев.
Он также подчеркнул, что «в условиях бурно развивающегося информационного общества, перехода на инновационные способы обучения» необходимо уделять повышенное внимание повышению квалификации педагогов. «Очень важно научиться пользоваться всеми новыми технологиями. Это задача номер один не только для учащихся, но и для учителей – вся переподготовка должна быть ориентирована на использование современных технологий», – отметил он и добавил, что школы вправе сами выбирать, где именно их педагоги будут проходить переподготовку, «мы здесь ничего не должны навязывать».
Первый вице-премьер также поднял вопрос о том, что школы должны научиться пользоваться не только информационными технологиями, но и новыми правовыми технологиями. «Ряд законов, которые у нас уже приняты, используются далеко не в полную силу», – рассказал Дмитрий Медведев и привел в пример новое законодательство, касающееся автономных учреждений и целевого капитала. По его мнению, целевой капитал сейчас используется только применительно к крупным образовательным структурам, но его можно формировать и в больших школах (или в масштабах нескольких школ).
В конце текущего года, считает первый вице-премьера, важно оценить проделанную в пилотных регионах работу по трем основным направлениям: как выполняются региональные обязательства по совершенствованию системы оплаты труда, по материально-техническому оснащению школ и по обновлению школьной сети. «По результатам мы будем принимать решение о дальнейшей материальной поддержке регионов», – напомнил он присутствующим.
Первый вице-премьер пообещал, что работа по созданию новой финансовой модели школы будет продолжена «уже в самом ближайшем будущем»: в 2008 году помимо тех субъектов, в которых работа будет продолжена, к эксперименту на конкурсной основе присоединятся еще десять регионов, и, таким образом, в проекте будет задействовано уже «больше трети страны».
«Мы с вами взялись за очень важное дело, и, можете не сомневаться, мы все это доведем до логического завершения», – заверил он участников встречи, отметив, что накануне, 22 октября, на совещании с членами Правительства Президент России Владимир Путин также говорил о том, что эксперимент по модернизации образования не только не прервется, но и будет расширен. «Но должна быть соответствующая отдача от наших коллег, работающих на местах», – заметил Дмитрий Медведев.
Видеоконференция Дмитрия Медведева с пятью регионами, внедряющими комплексные проекты модернизации образования, прошла в московском Центре образования № 548 «Царицыно» – лучшей школе России 2006 года. Перед ее началом первый вице-премьер ознакомился с образцовым общеобразовательным учреждением страны: он осмотрел спортивный зал, столовую, медицинский кабинет, посетил уроки английского языка, экономики и даже побывал у памятника школьному коту, прославившемуся тем, что приходил в школу 1 сентября и уходил 25 мая. «Мы долго ломали голову, как это объяснить, а потом поняли, что просто школьная столовая открывается 1 сентября, а закрывается 25 мая», – рассказал первому вице-премьеру директор школы Ефим Рачевский.
Приоритетные национальные проекты