Как мы росли в 2013 году
Президент Владимир Путин: «Сейчас мировая экономика припала и наша за ней присаживается. Это означает, что поскольку она (российская экономика) не растет такими темпами, как мы ожидали, то не будет, соответственно, и доходов, которых мы ожидали, а мы уже программу нарисовали и, исходя из предполагаемого ранее роста экономики, наметили расходы бюджета».
«Нас не может устраивать сегодняшняя ситуация, когда российский бюджет, социальная сфера фактически находятся в заложниках финансовых и сырьевых рынков других стран. Однобокая сырьевая экономика, мы об этом неоднократно говорили, не просто уязвима для внешних шоков. Главное, она не обеспечивает развитие и востребованность человеческого потенциала, не способна дать большей части нашего народа возможность найти применение своим силам, талантам, труду, образованию, а значит, по определению, порождает неравенство. И, наконец, резервы сырьевой модели исчерпаны, тогда как интересы развития России требуют ежегодного роста не менее
Председатель правительства Дмитрий Медведев
«Мы стали интегральный частью мировой экономики, и с этим ничего не поделаешь. Если мировая экономика будет падать, не стоит и надеяться, что правительству удастся радикально повлиять на внутренние ограничители роста, как то: структура российской экономики, производительность труда, недостаток инвестиций и деловой климат. Если же мировая экономика нам перестанет посильно мешать (чего, по всей видимости, в ближайшее время все же не случится), правительство справится: это абсолютно работоспособная команда, она возникла, она состоялась».
Первый вице-премьер Игорь Шувалов
«Мы вынуждены признать, что темпы экономического роста ниже, чем ожидалось. Но это никакая не катастрофа. Это для нас определенный вызов для того, чтобы навести порядок в тех сегментах нашей экономики, где накопились проблемы».
Руководитель Экономической экспертной группы Евсей Гурвич
«Нам нужно развернуть эту тенденцию — то есть, фактически демонтировать наследие
Замминистра финансов Алексей Моисеев
«Требуется жесткая, болезненная встряска экономической политики. Требуется серьезное изменение бюджетной политики. В Минфине мы очень рады, что год назад было принято бюджетное правило».
Замминистра экономического развития Сергей Беляков
«Происходит стагнация ситуации, когда все предыдущие драйверы роста, которые обеспечивали экономический рост, рост промышленности, перестали быть локомотивами. Это значит, что нужно сделать акцент на поддержку малых и средних предприятий, которые быстрее адаптируются к меняющимся экономическим условиям, способны быстрее реагировать, переформатировать свой бизнес, создавать спрос и на рабочую силу.
Приоритет нашей политики — создание комфортной бизнес-среды».
Председатель правления Московской биржи Александр Афанасьев
«Рост есть там, где „продается“ бизнес-модель, идея, технологичность, контроль над расходами, опора на внутренний спрос, а не на сырьевые источники».
Заместитель министра экономического развития Андрей Клепач
«Реализовался сценарий паузы роста, которого, мы надеялись, можно избежать. В этом смысле этот год не оправдал надежд, стал годом упущенных возможностей с точки зрения того, чтобы как-то противодействовать негативным тенденциям в экономике».
«Те меры, которые приняты, они недостаточны для ускорения роста. Поэтому я думаю, что принятие новых мер — оно неизбежно и необходимо. Важно, чтобы они были результативными».
Министр экономического развития РФ Алексей Улюкаев
«В целом мы считаем, что двумя основными факторами, которые могут улучшить ситуацию с экономическим ростом в 2014 и последующих годах, будут являться внутренний спрос, прежде всего потребительский, и активизация инвестиционной деятельности».
Проблемы развития регионов
Министр финансов Антон Силуанов
«В предыдущие годы, когда были кризисные ситуации, можно было поджиматься по расходам, не было такого груза увеличения обязательств в тех регионах, в которых министерства и ведомства видят проблемы с точки зрения исполнения дорожных карт по указам (президента от 7 мая 2012 года — bujet.ru), которые мониторятся на федеральном уровне. Мы возьмем эти регионы в проработку и будем смотреть их возможности по изысканию внутренних резервов и по поддержке со стороны Минфина».
«Если губернатор довел область до банкротства, будут приниматься кадровые решения. Мы готовим предложения в бюджетное законодательство, хотим такую норму закрепить».
Глава Федерального казначейства Роман Артюхин
«Постепенно мы будем переходить на новые механизмы предоставления межбюджетных субсидий и субвенций. Сейчас они в основном носят авансовый характер. Нас эта ситуация не совсем устраивает. Поэтому в будущем федеральные деньги должны будут выделяться под конкретные потребности. А при возникновении небольшого дефицита средств можно будет использовать новый механизм — кредитный».
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко
«Сокращение федеральной помощи происходит на фоне замедления роста доходов регионов, увеличения расходных обязательств и дефицита региональных бюджетов. Такая ситуация ведет к значительному росту долгового бремени бюджетов регионального уровня». «Долговая нагрузка на их (регионов — bujet.ru) бюджеты и так ставит под вопрос выполнение ими расходных обязательств».
Помощник президента РФ Игорь Левитин
«Мне кажется, федеральный центр сейчас должен помочь регионам. В противном случае мы потеряем все инвестиционные возможности субъектов РФ. Надо деньги сосредоточить в тех регионах, где нет окупаемости на инфраструктуре, дать в те регионы, которые пока не могут генерировать доходность».
Министр финансов Пермского края Ольга Антипина
«Конечно, если бы не майские указы, мы никогда не стали бы повышать оплату труда такими высокими темпами, которые не соответствуют ни росту экономики, ни доходной части нашего бюджета. В прежние годы мы не позволяли себе ничего подобного. Если экономика не будет расти, то в 2016 году выполнить обязательства в отношении бюджетников окажется очень сложно».
Депутат Государственной Думы Антон Ищенко
«Губернатор несет ответственность за экономическую ситуацию в регионе, в том числе и за уровень государственного долга. Брать средства взаймы его вынуждает федеральный центр, настаивая на выполнении известных президентских указов от мая 2012 года. Там довольно жестко поставлена задача по доведению зарплат отдельных категорий бюджетников до средних показателей. Поэтому сегодня однозначно необходимо вмешательство федерального центра в ситуацию с долгами регионов. На мой взгляд, речь нужно вести либо о частичном списании задолженности субъектов перед федеральным центром, либо о перекредитовании регионов более дешевыми займами за счет Резервного фонда и Фонда национального благосостояния».
Директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич
«Сверхконцентрация власти на федеральном уровне достигла предела неэффективности. Пора двигаться в противоположную сторону. Сверхцентрализация приводит к необъяснимым решениям. Почему объем дотаций на сбалансированность бюджетов (самый непрозрачный трансферт из федерального бюджета) составил в 2012 году 30% от дотаций на выравнивание, рассчитываемых по формуле? Почему в 2013 году дотации на сбалансированность получили все регионы, кроме самых богатых — Москвы и двух автономных округов Тюменской области, по каким критериям они распределялись и почему так повезло Чечне (22% от всего объема дотаций на сбалансированность за январь — июль) и Санкт-Петербургу (16%)? Почему регионам предписано сверху повышать заработную плату занятым в социальной сфере (хотя это полномочие регионов) и, в нарушение Бюджетного кодекса, финансирование из федерального бюджета для реализации принятых наверху решений обеспечено только частично — около трети от необходимого объема, а остальное должны изыскивать сами регионы? И таких „почему“ — сотни».
Источники: «Прайм», «Интерфакс», «Коммерсант», «Лента.ру», сайт Министерства финансов РФ, «Ведомости», РИА «Новости», «Финмаркет»
Ранее
Внутренние факторы в экономике повлияли на итоги года
Год значимых кадровых перестановок