Версия для печати 1531 Материалы по теме
Сергей Рябухин: бюджет — инструмент решения стратегических задач

Председатель Комитета по бюджету и финансовым рынкам Совета Федерации в интервью журналу «Бюджет» комментирует вопросы бюджетов регионов, Федеральную контрактную систему и офшорные проблемы.

Бюджеты регионов

В последние годы консолидированные бюджеты регионов становятся все более зависимыми от трансфертов из федерального бюджета. Поэтому необходимо обратить внимание и на имеющиеся риски недопоступления в 2014 году запланированных доходов в федеральный бюджет. Это касается, например, такой статьи источников финансирования дефицита бюджета, как средства от приватизации федерального имущества, которые запланированы на уровне 196,8 млрд рублей. Между тем по состоянию на 1 октября 2013 года вместо изначально запланированных в целом на год 427,7 млрд по этой статье было получено лишь 20,2 млрд.

Учитывая существующие риски по исполнению бюджета в части доходов, в законе о бюджете предусмотрена норма, позволяющая правительству использовать средства Резервного фонда в объеме до 200 млрд рублей на замещение непоступающих доходов и источников финансирования дефицита. Это позволит профинансировать все социально значимые расходы даже в случае худшей, чем планируется, экономической конъюнктуры.

Следует также обратить внимание на устоявшуюся практику занижения прогнозируемых поступлений по отдельным видам доходов. Например, по итогам семи месяцев 2013 года при среднем уровне исполнения прогноза по доходам на уровне 57% доходы от платежей за пользование недрами были исполнены на 280%. Таким образом, у правительства существуют резервы по увеличению доходной базы федерального бюджета.

ФКС

В условиях недостаточности бюджетных ресурсов важнейшим направлением бюджетной политики становится повышение эффективности бюджетных расходов, их концентрация на наиболее приоритетных направлениях социально-экономического развития страны. Именно эти задачи должен решить федеральный закон о контрактной системе, который начинает действовать с 2014 года. Однако пока не все готово для того, чтобы он заработал в полную силу: не приняты все необходимые нормативно-правовые акты, нужно в кратчайшие сроки обеспечить переподготовку кадров организаций и выстроить систему контроля. Это создает дополнительные риски с точки зрения обеспечения эффективности бюджетных расходов в следующем году — особенно на региональном и муниципальном уровнях.

Офшоры

Общий объем внешнеторговых операций с использованием офшорных компаний и механизмов трансфертного ценообразования составил по итогам 2012 года 321,2 млрд долл., а их доля в общем объеме внешнеторгового оборота — 42%. Причем это касается практически всех экспортных товаров — нефти, нефтепродуктов, металлов, леса. Всего за последние 20 лет из России через офшорные зоны вывезено капиталов на сумму более 1 трлн долл. В настоящее время большинство крупных и мелких российских компаний в своей деятельности используют офшорные зоны. Только на Кипре зарегистрировано более 170 тыс. российских компаний. А, например, в Москве на более чем 100 интернет-сайтах предлагаются услуги по регистрации новых и продаже уже готовых офшорных компаний [...] По данным ФНС России за первое полугодие 2013 года, недопоступление налога на прибыль, зачисляемого в консолидированные бюджеты субъектов РФ, составило 11,4 млрд руб.

Подробнее см. журнал «Бюджет», № 1, январь 2014 г.

Поделиться