На каких принципах должно строиться использование сети Интернет в образовательных учреждениях? Как корректно, без нарушения прав и свобод, защитить детей от нежелательного контента? Кто научит школьников и педагогов правилам пребывания и поведения в новой информационной среде? Эти и сопутствующие им вопросы были подняты в рамках круглого стола «Интернет и революция в образовании», прошедшего 9 апреля в РИА «Новости».
В обсуждении приняли участие психологи, специалисты в области интернет-технологий, представители средств массовой информации. «Модератором» дискуссии, говоря веб-языком, стал заведующий кафедрой психологии личности факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова Александр Асмолов.
Учиться и учить
Основной тезис, к которому неоднократно возвращались участники обсуждения, – это необходимость формирования и у детей, и у родителей, и у педагогов информационной культуры, понимания достоинств и недостатков сети, адекватной оценки представленной в Интернете информации и правил разумного поведения на просторах всемирного информационного пространства.
«Интернет и средства коммуникации поставили новые задачи перед сферой образования», – считает генеральный директор издательства «Просвещение» Александр Кондаков. По его мнению, нужно не только эффективно использовать сеть в образовательных целях, но и научить школьников и педагогов правилам использования новой информационной среды.
В настоящий момент дети зачастую более осведомлены в вопросах современных информационных технологий, чем взрослые. Как отметил один из участников дискуссии, «ученик в Интернете – «абориген», а преподаватель – «эмигрант». И защитить молодое поколение от опасностей сети, помочь им общаться и развиваться в комфортных интернет-условиях, создавать сайты, которые были бы интересны и полезны детям, – всему этому в первую очередь должны научиться взрослые.
Три кита безопасности
Что касается опасностей, подстерегающих молодое поколение в Интернете (как то: агрессия, сайты с недопустимым содержанием, интернет-мошенники), то решать эти проблемы необходимо комплексно, работая сразу по нескольким направлениям. Главный редактор информационно-аналитического ресурса «Ваш личный Интернет» Евгений Беспалов считает, что, с одной стороны, нужно разумное административно-правовое регулирование использования сети Интернет в образовательных учреждениях.
Он рассказал, что Федеральное агентство по образованию (Рособразование) разработало и направило в регионы общие принципы использования сети в образовательных целях. Ориентируясь на эти рекомендации, регионы разрабатывают свои регламенты, учитывающие и социально-культурные особенности отдельных субъектов РФ. Школам также дано право локально вносить правку в списки разрешенных и запрещенных сайтов. Евгений Беспалов подчеркнул, что к формированию разумных и объективных норм допуска школьников к тем или иным ресурсам в перспективе можно и нужно привлекать общественные организации, и такой опыт уже существует за рубежом.
Во-вторых, по словам Евгения Беспалова, огромное значение имеет воспитательная и просветительская работа, развитие навыков медиаграмотности, критичности, создание привлекательного для детей контента. «Грустно смотреть на «детские ресурсы», которые взрослые сделали для себя», – отметил в этой связи Александр Кондаков. На его взгляд, школьные сайты, которых становится все больше, зачастую сделаны по аналогии с административными ресурсами: на них представлены руководство школы, устав, фотография директора, но нет информации, интересной школьникам. Тем не менее формирование привлекательной информационной среды – это наилучший способ отвлечь детей и подростков от посещения сомнительных ресурсов. При этом, по мнению Александра Кондакова, не следует бояться того, что, познакомившись с сетью, дети перестанут читать и общаться, ведь в сети они и читают, и активно общаются.
Третьим направлением работы, обозначенным Евгением Беспаловым, является техническая, программная защита школьников от попадания на сайты, содержание которых несовместимо с задачами образования и воспитания. Этот способ защиты внедрен во многих странах. Такие программы настраиваемы, и их можно использовать не только в образовательных учреждениях, но и на домашних компьютерах – формируя фильтр в соответствии с собственными этическими нормами, возрастом детей и другими факторами. Напомним, что в рамках национального проекта в этом году во все российские школы были поставлены пакеты лицензионного программного обеспечения, в которые входят и программы-фильтры, которые при должной настройке обеспечат необходимую фильтрацию ресурсов сети Интернет.
Евгений Беспалов отметил, что в задачи Рособразования входит контроль за тем, чтобы не допускать в школах злоупотреблений такими запретами, перегибов, нарушений прав человека и свободы слова. По его словам, все школы, подключенные в рамках национального проекта к Интернету, объединены в общую образовательную сеть, и федеральное агентство проводит анализ и контроль запросов, поступающих из образовательных учреждений.
Пять мифов об Интернете
Куратор проекта «Школьный портал» Михаил Сидоров считает, что смотреть на сеть нужно реально, в связи с чем сформулировал и развенчал пять распространенных мифов об Интернете. Так, многие уверены, что в сети «полно полезной информации». Такая информация, безусловно, есть, но анализ 10 тыс. сайтов, проведенный командой разработчиков «Школьного портала», показал, что из 10 тыс. интернет-ресурсов, так или иначе ориентированных на детскую аудиторию, рекомендовать к использованию можно не более 1,2 тыс. действительно интересных, полезных и безопасных сайтов.
Точка зрения, что Интернет – это или благо, или зло, также является крайней, не отражающей действительность. Интернет не более опасен или добр, чем другие места, в которых бывают дети. По статистике, как указал Михаил Сидоров, риск того, что ребенок попадет на сайт, допустим, с порнографическим содержанием, изучая «закладки», сделанные в браузере его родителями, вполне сопоставим, а возможно, и выше, чем при свободном путешествии по сети.
Миф о том, что «детям нужно детское», по мнению Михаила Сидорова, не выдерживает критики. Статистика показывает, что дети – активные члены общества, они с интересом пользуются социальными сетями в Интернете, созданными изначально «для взрослых», и даже имеют в них свой профиль, о чем родители зачастую не подозревают.
«Можно сделать Интернет полностью безопасным» – это также большое заблуждение, считает Михаил Сидоров. Сеть чрезвычайно динамична, в ней постоянно возникают и исчезают сайты, агрессивные ресурсы часто располагаются на иностранных серверах, и отследить, запретить, обеспечить 100-процентное немедленное реагирование невозможно.
Кроме того, подчеркнул Михаил Сидоров, не следует надеяться, что «кто-то придет и все исправит». Государство одно с задачей безопасности детей в Интернете не справится, для этого необходимо объединить усилия экспертов, учителей, родителей, общества в целом.
Баланс ответственности
«Когда мы говорим об информационной революции, мы должны думать о распределении ответственности между государством, регионом, муниципалитетом и образовательным учреждением», – считает Александр Кондаков.
В этой связи, по его мнению, следует обратить внимание и на существующую систему подготовки педагогических кадров, которая не соответствует требованиям времени. «Нам необходимо менять концепцию подготовки педагогических кадров таким образом, чтобы педагог мог с ребенком говорить на равных, быть ему наставником, в том числе и в использовании Интернета, выступать консультантом в общении с родителями».
«Одна из задач современной школы и современного общества – это научить ребенка критически анализировать информацию на точность, подлинность и достоверность. Это, между прочим, и нам, взрослым, не помешает», – подчеркнул, заканчивая обсуждение, Александр Кондаков.