Версия для печати 2361 Материалы по теме
У уральских финансистов хватит дел и на следующие 100 лет

В первых числах августа в Екатеринбурге состоялись «Уральские встречи», ежегодно проводимые компанией «САПФИР». В этом году мероприятие было приурочено к 100-летнему юбилею системы финансов Свердловской области. Ключевыми темами семинара стали новации БК РФ и национальные проекты. 250 участников — финансистов регионального и муниципального уровня из 20 регионов России — обменялись опытом по увеличению доходной части бюджетов. С докладами выступали и представители Минфина России.

008-2.png

Новации законодательства

Новой редакции Бюджетного кодекса посвятил свой доклад заместитель директора Департамента правового регулирования бюджетных отношений Минфина России М. М. Шамьюнов. Среди ключевых ожидаемых новаций в части составления бюджетов докладчик назвал программную структуру расходов бюджетов, которую предлагается принять как основную. В модернизированном кодексе приводятся к единообразию наименования единых разделов и подразделов классификации расходов. Также в нем будет отдельная рамочная статья, регулирующая бюджетные полномочия ответственных исполнителей государственных (муниципальных) программ, при этом нормы о государственных (муниципальных) программах предлагается перенести в Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации». В БК РФ ведены новые документы — обоснование доходов (с расчетами, подтверждающими обоснованность прогнозируемых поступлений в бюджет, их правовые основания) и аналогичный документ в части поступлений по источникам финансирования дефицита бюджета. Также предлагается уменьшить предельный размер резервных фондов с 3 до 1%.

Среди новаций в сфере контроля — включение в кодекс условий взаимного признания (непризнания) контрольно-счетными органами регионов и муниципалитетов и органами государственного (муниципального) финансового контроля результатов контрольной деятельности. Цель очевидна — сокращение нагрузки на объекты контроля и избежание дублирования контрольной деятельности. Работа над новой редакцией Бюджетного кодекса идет уже не первый год, проделана гигантская работа. Разработчики рассчитывают выпустить документ к 2020 году и уверяют, что он будет стабильным, применимым, кодифицированным и самым современным из кодексов РФ (материал, посвященный основным изменениям БК РФ в части контроля читайте в рубрике «Финконтроль»
на с. 46).

009-1.png

Тема законодательных новаций была продолжена на круглом столе, модератором которого выступил заместитель министра финансов РФ А. М. Лавров. Рассказывая о принятом в конце июля Законе № 199‑ФЗ, вносящем изменения в БК РФ в части совершенствования государственного (муниципального) финансового контроля, внутреннего финансового контроля и аудита, замминистра обратил особое внимание участников заседания на поправки, касающиеся применения бюджетных мер принуждения. В частности, в понятие «бюджетное нарушение» теперь включены все нарушения нормативных правовых актов, негативно влияющие на составление, исполнение бюджета, ведение бюджетного учета и составление отчетности (сейчас определены только пять нарушений, за которые применяются бюджетные меры принуждения). Вводится необходимость оформления уведомлений о применении бюджетных мер принуждения с учетом факта частичного возмещения объектом контроля средств в бюджет или устранения нарушения. При условии полного возмещения ущерба или устранения нарушения уведомление не оформляется. В случае указания в уведомлении некорректных данных законом предусматривается возможность доработки документа, при этом в отличие от предыдущей практики правка уведомления не приведет к отказу от применения бюджетных мер принуждения. Новый закон оговаривает и отмену бюджетной меры принуждения за нарушение условий предоставления межбюджетных трансфертов.

В июле в Госдуму отдан законопроект «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в части казначейского обслуживания и системы казначейских платежей». Если в текущем году он будет принят, то его реализация начнется в 2021 году. Лавров остановился на предусмотренных законопроектом новациях, которые непосредственно касаются субъектов РФ и муниципалитетов. Так, вместо соглашения предлагается ввести процедуру обращения высшего исполнительного органа власти субъекта РФ и муниципального образования в Федеральное казначейство об осуществлении им отдельных функций финоргана. Документом урегулирован и порядок прекращения этих функций. Законопроект предусматривает возможность финорганов субъектов и муниципалитетов привлекать на единый счет остатки средств, поступающих во временное распоряжение получателей средств бюджета, средств бюджетных и автономных учреждений, получателей средств из бюджета, и средств участников казначейского сопровождения, источником финансового обеспечения которых являются средства, предоставленные из бюджета субъекта РФ.

009-2.png

Нацпроекты

Сейчас в Свердловской области в рамках 12 национальных проектов реализуются 57 региональных проектов. Об этом сообщил первый заместитель губернатора региона А. В. Орлов. Общий объем средств из всех источников финансирования на 2019 год — более 30 миллиардов рублей. Реализация нацпроектов в регионе находится на личном контроле губернатора, ему еженедельно представляется отчет о ходе работ, неотъемлемой частью которого являются данные областного Министерства финансов по кассовым расходам в рамках проектов.

«Безусловно, самыми финансово емкими для нас являются проекты социальной сферы, — сказал Орлов. — Также значительный объем финансирования имеют проекты по здравоохранению и образованию. Важно отметить, что в соответствии с поручением губернатора сохранены все социальные льготы и меры социальной поддержки, финансирование которых будет продолжено на уровне не ниже текущего года».

Среди наиболее значимых для региона задач: увеличение общей продолжительности жизни до 74 лет; создание более 1,1 тысячи новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности; обеспечение качественной питьевой водой 82,8% городского населения; увеличение годового объема ввода жилья до 3,25 миллиона квадратных метров; снижение в два раза количества мест концентрации ДТП. «Сегодня для каждого проекта разработан план мероприятий по достижению его целей и контрольные точки, позволяющие проводить мониторинг хода выполнения работ», — прокомментировала реализацию в регионе нацпроектов и. о. министра экономики и территориального развития Свердловской области А. Ю. Ускова. В регионе сформирована и жесткая вертикаль контроля и мониторинга реализации нацпроектов — персональная ответственность распределена между заместителями губернатора и руководителями областных ОИВ. Индикаторами выполнения 57 региональных проектов определены 264 целевых показателя.

Органы МСУ — непосредственные участники региональных проектов. На прошедшем в конце июля совещании губернатора области с главами муниципальных образований был проработан муниципальный компонент региональной составляющей нацпроектов. Значения показателей и результатов распределены между муниципальными образованиями для закрепления персональной ответственности. В тех проектах, где не были определены специальные показатели для муниципалитетов, они стали соисполнителями отдельных мероприятий.

Несмотря на то что реализация проектов стартовала в 2019 году, уже сегодня видны первые результаты. Так, в рамках реализации региональной составляющей нацпроекта «Демография» только в первом полугодии 2019 года введены в эксплуатацию спортивная база в городском округе Новоуральск, стадион «Калининец» в Екатеринбурге. В рамках нацпроекта «Культура» был отремонтирован Дом культуры в селе Троицкое Богдановичского района. В части нацпроекта «Здравоохранение» уже завершены работы по переводу в формат «бережливой» детской поликлиники в городе Первоуральске, муниципалитетам передано девять передвижных фельдшерско-акушерских пунктов, пять стоматологических кабинетов и мобильный офтальмологический комплекс. В Красноуфимском округе построена вертолетная площадка. В части нацпроекта «Экология» проведены лесовосстановительные мероприятия на площади более 6,5 тысячи гектара.

011.png

Отдельно на мероприятии был представлен региональный опыт автоматизации мониторинга реализации национальных проектов. Для формирования, согласования и утверждения федеральных и региональных проектов и отчетов об их реализации используется подсистема управления национальными проектами ГИС «Электронный бюджет». На этом ресурсе Минфин Свердловской области регулярно актуализирует сведения по финансовой составляющей региональных проектов и кассовому исполнению запланированных средств.

Для контроля за ходом выполнения региональных проектов регион использует систему с более широкими возможностями мониторинга — АИС управления проектной деятельностью в Свердловской области, в которой предусмотрена интеграция с другими системами, в том числе с «Электронным бюджетом». К региональной системе подключены все исполнительные органы — участники проектной деятельности. На основе оперативных данных системы об исполнении текущих мероприятий, а также еженедельных данных сводной бюджетной росписи областной Минфин готовит еженедельный отчет губернатору.

С практикой применения информационных технологий для интеграции региональных проектов и государственных программ, а также планирования и мониторинга исполнения бюджета и целевых показателей в Свердловской области участников заседания познакомил заместитель генерального директора НПО «САПФИР» И. В. Крупин.

Федеральные эксперты высоко оценили достижения области. «Мы стараемся выявлять лучший региональный опыт, проводим ежегодный конкурс проектной деятельности. В 2018 году Свердловская область очень активно проявила себя и стала для нас своего рода открытием года. Сегодня на “Уральских встречах” я также услышал о новациях, которые могут быть использованы и в других регионах, в частности они касаются автоматизации процесса управления нацпроектами», — отметил начальник Управления проектного менеджмента в государственном секторе Аналитического центра при Правительстве РФ И. В. Винокуров.

Представитель Аналитического центра порекомендовал специальную литературу, которая поможет понять суть нацпроектов. Это «Книга участника реализации нацпроектов», которую подготовили проектный офис Правительства РФ, РАНХиГС и Центр проектного менеджмента, и «Национальные проекты: целевые показатели и основные результаты», созданная на основе паспортов нацпроектов.

Доходы

О новациях администрирования доходов бюджета рассказала А. И. Миронова, врио директора Департамента доходов Минфина России. Она отметила, что наведен порядок в части распределения доходов от штрафов — введен новый единый принцип: «из какого бюджета осуществляется финансовое обеспечение деятельности органа, должностные лица которого налагают штраф, в тот бюджет штраф и должен поступать». Исключения из правила — штрафы за нарушение ПДД продолжат поступать в бюджеты субъектов РФ, штрафы, налагаемые мировыми судьями, буду распределяться между бюджетами субъектов и местными бюджетами.

Незначительные выпадающие в связи с нововведениями доходы Федерация регионам компенсировала. Акцизы на этиловый спирт из пищевого и непищевого сырья, а также на спиртосодержащую продукцию будут зачисляться в региональные бюджеты в объеме 100%. Плюс, по словам Мироновой, ставки на спирт вскоре вырастут — сейчас рассматривается соответствующий законопроект, — что принесет в бюджет регионов дополнительные средства. При этом для соблюдения справедливости 50% объема данных доходов будет распределяться между субъектами не по месту уплаты акцизов, а по отдельным нормативам, в соответствии с законом о федеральном бюджете. В местные бюджеты будут поступать все штрафы за административные правонарушения, выявленные должностными лицами органов муниципального контроля.

«Новые правила вступят в силу с начала 2020 года. Но всем нам необходимо начинать к ним готовиться, — отметила Миронова. — Тем более что мы сделали более прозрачной систему бюджетной классификации. Если раньше много штрафов попадало на коды прочих штрафов, то сейчас мы полностью привязали систему кодов к конкретным статьям КоАП РФ, УК РФ и так далее». В итоге система стала прозрачнее, но количество кодов увеличилось, и финансистам уже этой осенью необходимо будет спрогнозировать доходы в новых кодах и с учетом новых нормативов.

В течение последних пяти лет налоговые и неналоговые доходы консолидированного бюджета Свердловской области возросли на 46%, или почти 90 миллиардов рублей, — с 189,4 миллиарда рублей в 2014 году до 276,6 миллиарда рублей в 2018 году. Это позволило не только профинансировать в полном объеме социально значимые расходы, но и реализовывать инвестиционные программы. О системе формирования доходов региона от прогноза до отчета рассказал заместитель министра финансов Свердловской области В. А. Поливьянов (его статью читайте в следующем номере журнала).

Тему доходов продолжила Н. А. Михайлова, заместитель главы администрации — начальник Управления финансов Березовского городского округа Свердловской области. Березовский в сводном рейтинге эффективности работы муниципальных образований региона по повышению доходного потенциала территорий по итогам 2018 года занимает шестое место. С 2015 года ежегодно Березовский участвует в рейтинге инвестиционной привлекательности — среди 73 муниципалитетов региона город в течение трех лет держится в топ-10 рейтинга, а это дополнительное финансирование в размере 6,5 миллиона рублей ежегодно (подробнее с опытом Березовского городского округа вы также сможете ознакомиться в следующем номере журнала).

Юбилей

Заключительным событием семинара стало торжественное празднование 100-летнего юбилея финансовой системы Свердловской области. Об истории общественных финансов региона участникам «Уральских встреч» рассказала заместитель губернатора — министр финансов Свердловской области Г. М. Кулаченко. В финансовой системе области сложилось более 20 династий. «Дети идут по стопам родителей, и это лучший и самый верный показатель преданности профессии», — подчеркнула министр.

100-летний юбилей Минфин региона встречает с прекрасными показателями. «Мы очень удачно завершили 2018 год — существенно перевыполнен план по доходам, рост порядка 36 миллиардов рублей, — отметила Кулаченко. — По расходам удалось получить экономию в пределах 1,5 процента. Поэтому образовался профицит более 8 миллиардов рублей. Впервые за последние годы мы сократили госдолг. У нас есть специальная программа, которая предусматривает оптимизацию расходов, повышение доходного потенциала и управление государственным долгом. Ее реализация в прошлом году обеспечила экономический эффект в сумме около 20 миллиардов рублей. Хотелось бы поблагодарить губернатора, правительство области, председателя и депутатов Заксобрания, руководителей министерств за ту работу, которую мы все вместе проводим для сбалансированности бюджета».

Безусловно, Минфин надеется на положительную динамику поступлений доходов в бюджет Свердловской области. В субъекте будет продолжена работа по оптимизации расходов. Основными точками роста для региона остаются промышленность, металлургия, обрабатывающие производства, финансовая сфера. Итоги первого полугодия говорят о том, что индекс промышленного производства по сравнению с прошлым годом растет, и есть надежда, что по итогам девяти месяцев у области образуются дополнительные доходы и бюджет можно будет скорректировать. Среди новых вызовов, как для всего региона, так и для его финансистов, реализация национальных проектов, подготовка к проведению универсиады. «У уральских финансистов хватит дел и на следующие 100 лет!» — резюмировала Кулаченко.

Редакция журнала «Бюджет» поздравляет коллектив Министерства финансов Свердловской области со 100-летним юбилеем!

С. А. СТРЕЛЬНИКОВА

 

Поделиться