Версия для печати 2767 Материалы по теме
Российская экономика: ждать ли прорыва?

Ответить на вызовы

Ключевой для первого дня форума стала пленарная сессия, посвященная обсуждению путей для опережающего развития российской экономики. Открыл ее Председатель Правительства РФ Д. А. Медведев, который и задал тон развернувшейся впоследствии дискуссии. В своем выступлении он, в частности, отметил, что сегодня как в мире, так и в стране сложилась непростая экономическая ситуация: «Я силюсь вспомнить, была ли она когда-нибудь благоприятной вообще на нашей памяти. По-моему, нет. Но то, что она сейчас не самая благоприятная, — это абсолютно точно». Среди главных рисков он назвал торговые войны, протекционизм, усугубляющиеся санкции и прочее.

В то же время, несмотря на все трудности и даже вопреки им, по словам главы правительства, российская экономика справляется с вызовами. Сегодня мы имеем большой профицит бюджета, умеренной остается инфляция, что позволило Банку России снизить ключевую ставку до 7%. Фонд национального благосостояния достиг 7% ВВП.

Ведется большая работа по повышению эффективности государственных инвестиций и привлечению частных вложений в экономику. На этом моменте премьер остановился более подробно, рассказав, что именно делается. В частности, будет проведена реформа контроля и надзора. «Система норм и требований должна быть удобной, эффективной, — отметил он. — Необходимо выйти на практически полный пересмотр всей системы подзаконных актов в контрольно-надзорной сфере и отказаться от актов, которые утратили актуальность». Медведев подчеркнул, что нужно и дальше формировать справедливые конкурентные условия, снижать административную нагрузку, создавать благоприятные условия для возвращения отечественного бизнеса в национальную юрисдикцию. «Безусловно, мы должны улучшить гарантии для инвесторов. Мы, скажем прямо, с большим трудом, но практически завершаем работу над законопроектом о защите и поощрении капитальных вложений», — сказал, подводя черту под этой темой, глава российского правительства.

Инвестиции, денежно-кредитная политика и... Кудрин

Вслед за председателем правительства тему инвестиций и зависимости от них роста экономики подхватили спикеры сессии. Так, министр финансов РФ А. Г. Силуанов сообщил, что процент инвестиций в основной капитал к ВВП сегодня варьируется от 20 до 21%. «Это очень мало. Необходимо увеличивать до 25 процентов и более. Все те страны, которые добились роста экономики, имели уровень инвестиций к ВВП более 30 процентов», — сказал он. При этом министр отметил, что деньги у предприятий есть. На депозитах находится порядка 28 триллионов рублей. Задача правительства — понять, почему эти деньги не идут в экономику, что мешает бизнесу и какие меры нужно предпринимать, чтобы последний поверил в то, что инвестиции в российскую экономику дадут очевидный результат. Он также подчеркнул, что необходимо сконцентрировать все финансовые и управленческие ресурсы на создание благоприятных условий для бизнеса, чтобы войти в пятерку ведущих экономик. «Представителям бизнеса, готовым инвестировать в российскую экономику, мы даем гарантии неизменности условий. В осеннюю сессию в Государственную думу будет внесен соответствующий законопроект», — добавил министр. Суть этого законопроекта в том, чтобы дать бизнесу гарантии на неизменность в среднесрочной перспективе оговоренных на старте инвестиционных условий.

В свою очередь, председатель Центрального банка РФ Э. С. Набиуллина указала, что у Центробанка инструментарий для стимулирования инвестиций и экономического роста ограничен. «Ценовая стабильность и устойчиво низкая инфляция способствуют инвестициям. Но не стоит думать, что стабильность создает инвестиции сама по себе», — с этих слов она начала свое выступление. Глава Банка России уверена, что низкие темпы экономического роста в стране вызваны прежде всего структурными факторами: «Здесь денежно-кредитная политика практически бессильна, поэтому мы не должны повторять ошибки тех стран, которые пренебрегали структурным характером замедления роста экономики и пытались разогреть ее с помощью печатного станка. В итоге был краткосрочный всплеск, после чего экономика проседала».

Кстати, министр финансов согласился с главой Центробанка, что денежно-кредитная политика не тот инструмент, который непосредственно влияет на рост экономики. Однако, говоря об оценке банками рисков, Силуанов обратил внимание на то, что Банк России мог бы смягчить свои требования в этой области ради развития экономики. «Мы, конечно, очень ждем, что Центробанк примет структурные меры в оценке рисков по тем кредитам, которые сегодня выдаются экономике», — заявил глава Минфина.

Глава ЦБ РФ согласилась с министром в том, что совершенствовать подход к оценке риска необходимо. «Но я бы предостерегла от того, чтобы настолько ослабить финансовое регулирование, чтобы банки могли кредитовать практически не глядя. Многие страны проходили через это, думаю, что нашей стране это повторять не стоит ни в коем случае», — заявила Набиуллина. ЦБ РФ предлагает самим банкам на базе своей статистики кредитов оценивать риски. «Они лучше знают свой портфель, мы полностью это поддерживаем и считаем, что крупные банки должны переходить именно к собственным методикам оценки риска, лучше понимая тех, кого они кредитуют», — сказала глава Центробанка.

Кстати, Набиуллина считает, что ЦБ РФ все делает правильно, не собираясь особенно смягчать денежно-кредитную политику. Тем более что банк обеспечил низкую инфляцию и предсказуемый валютный курс, что уже является базой для роста инвестиций. Но глава регулятора подчеркивает при этом, что далее все в руках правительства, которое должно обеспечить структурные условия для роста именно частных капиталовложений.

А вот глава ВТБ А. Л. Костин на вопрос, смягчение какой политики — бюджетной или денежно-кредитной — могло бы стимулировать экономический рост, неожиданно предложил освободить часть населения от налогов. По его мнению, накопленный профицит бюджета позволяет смягчить налоговую политику. «Мы предлагаем снижение налогового бремени. Например, это может быть создание необлагаемого минимума дохода физических лиц», — сказал Костин. Так, по его мнению, можно облегчить жизнь людей с самыми низкими доходами. Кроме того, Костин предложил снизить страховые взносы для малого бизнеса.

Предложение главы ВТБ не вызвало понимания у министра финансов. «Одно смягчение влечет за собой другое, и третье, и пятое. Чуть смягчили — вроде ничего, прошло, давайте дальше. И пошло-поехало», — сказал первый вице-премьер. По его мнению, когда есть ограничения, начинаешь «включать голову» и выбирать наиболее оптимальные решения. «Давайте поживем некоторое время в нормальной устойчивой ситуации!» — заключил он.

Не согласился с Костиным и мэр Москвы С. С. Собянин. «Вы могли бы сказать: давайте подоходный налог снизим, НДС снизим. Руководители регионов — люди бессловесные, они вам ничего не возразят», — пошутил градоначальник. Затем Собянин напомнил, какой путь прошла Москва, прежде чем ее финансовые показатели начали бить рекорды. «В 2010 году после выхода из кризиса у города были огромные долги, мы скатывались к системному транспортному коллапсу. Тогда приняли решение провести оптимизацию текущих расходов. Это была жесткая, но совершенно осознанная политика». Именно это позволило высвободить достаточно ресурсов для бюджетных инвестиций в экономику. А теперь город растет и за счет частных инвестиций.

О необходимости выхода на более высокие темпы роста экономики и способах достижения этой цели говорил и министр экономического развития РФ М. С. Орешкин. В частности, он сказал: «Нужно работать над двумя крупными блоками — структура спроса и структура предложения. В части бюджетной политики следует правильно расставлять акценты, чтобы шел рост инфраструктуры. Наш целевой план на 2020 год предполагает темпы роста 2,1 процента ВВП. Но нужны структурные изменения, которые позволят стране выйти на три процента. Необходимо ориентироваться на стратегические показатели, которая Россия может себе позволить».

Также он отметил важность работы губернаторов для стимулирования инвестиционной активности. «Сергею Собянину в Москве удалось добиться 20-процентого роста инвестиций, такой же маневр в Пермском крае делает Максим Решетников, результат этих действий обязательно наступит».

Кроме того, по его мнению, не менее важным фактором роста российской экономики является устранение административных барьеров для бизнеса — это реформы регуляторной гильотины и контрольно-надзорной деятельности. «Эти точечные меры в комплексе будут оказывать положительное влияние на экономический рост страны в целом», — подытожил министр.

Нужно сказать, что в целом все выступавшие на сессии, признавая наличие проблем, позитивно оценивали складывающуюся в нашей экономике ситуацию. За исключением одного человека — главы Счетной палаты РФ А. Л. Кудрина. Он поставил под сомнение, что текущая экономическая политика — прорывная. Нацпроекты — это, по его мнению, планы эволюционного развития, но не прорывного. Их исполнение, по словам Кудрина, не ускорит рост экономики до 3%, как того хочет правительство, а добавит лишь 0,1–0,6%. Без улучшения инвестклимата, стабильности налоговой политики, модернизации судебной системы экономического роста не будет, уверен глава Счетной палаты. «Располагаемые доходы населения падают, бедность выросла, число малых и средних предприятий снизилось», — перечислил Кудрин. По его мнению, максимальный рост, на который может рассчитывать российская экономика при сохранении статус-кво, — 2% в год. Необходимы структурные меры по улучшению инвестиционного климата, а они, по утверждению Кудрина, даже не запланированы.

Такая риторика пришлась явно не по душе министру финансов. Он резко раскритиковал желание главы Счетной палаты выставить все в черном цвете. При этом высказавшись в том духе, что надо «распоряжаться теми ресурсами, которые у нас есть», что «важен менеджмент, а не то, растет или не растет частный сектор». Он также заявил, что реальные доходы растут, а количество малых предприятий сократилось, потому что просто не все сдали отчетность, часть их были просто фикцией, однодневками, а часть стали из малых крупными. Не сошлись во мнениях Кудрин и Силуанов и в вопросе смягчения бюджетной политики. Кудрин высказался за смягчение бюджетного правила. Силуанов, в свою очередь, считает, что если смягчать бюджетную политику, «вкачивать деньги в экономику», то Центробанк будет с меньшей охотой смягчать денежно-кредитную политику.

Пожилой консерватор и молодой реформатор

Не менее интересной и насыщенной получилась и вторая пленарная сессия «Экономические реформы в России: эволюция и сегодняшние приоритеты». Говоря о приоритетах, председатель правления ООО «УК „РОСНАНО“» и Фонда инфраструктурных и образовательных программ А. Б. Чубайс предложил изменить целеполагание правоохранительной системы, сделав основной ее задачей защиту частной собственности. «Управление экономикой и управление государством — в чем-то простая вещь. Это как автомобилем управлять. Везде педали: одна — газ (экономика), другая — тормоз (правоохранительная система), это важнейшие элементы для управления системой. На обе педали ухитрились нажать так, что кости трещат. Блестящая, лучшая за 28 лет бюджетная политика, блестящая кредитно-финансовая политика, фантастические параметры, начиная от отношения долга к ВВП и кончая уровнем инфляции. Мечтать о таком невозможно было в наше время. Результат — 1,1–1,2 процента роста. Называя вещи своими именами, роста нет», — прокомментировал ситуацию Чубайс. Для того чтобы двигаться вперед, глава «РОСНАНО» считает необходимым «что-то делать с педалью, которая называется правоохранительной системой». Хотя и не призывает ее реформировать. По этому поводу модератор сессии, председатель Комитета по бюджету и налогам Госдумы А. М. Макаров в шутку даже выразил удивление, что Чубайс выступает против реформ. «Это Греф — молодой реформатор, а Чубайс — пожилой консерватор», — ответил тот.

В свою очередь, глава Сбербанка Г. О. Греф назвал две ключевые проблемы, назревшие сегодня в России, — проблему управления и отсутствие бизнес-модели экономического развития страны. «Проблема управления — ключевая. Экономика стала значительно сложнее, и мы старую модель управления не можем использовать», — подчеркнул глава Сбербанка. «У нас нет и бизнес-модели будущего, модели прорыва, — констатирует Греф. — Нет консенсуса о том, что надо делать, а значит, не может быть решения как».

Видимо, исходя из этого же посыла, президент Сбербанка раскритиковал и национальные проекты. По его словам, они не дадут ожидаемого результата. Среди причин — некачественное структурирование нацпроектов и отсутствие «гигантских ресурсов» для их реализации.

Как отметил Греф, сейчас в мире складывается иная модель развития экономики, чем та, которая была десятилетие назад. «Старый инструментарий не работает. Технологии, которые нельзя не замечать, совершенно взорвали все сферы: сферу управления в первую очередь, сферу здравоохранения, образования», — добавил он. Греф призвал направить деньги, предусмотренные в бюджете на реализацию нацпроектов, «на создание новой модели в образовании, здравоохранении, в государственном управлении, правоохранении и в судебной системе». «За эти деньги эти реформы мы точно сможем провести», — заявил Греф.

Силуанов, напротив, считает, что результат от нацпроектов будет. Они «дадут движение вперед», так как направлены на поддержку малого и среднего бизнеса, стимулирование производства. «Это не может не сработать. Нам не хватало этого в последние годы. Сейчас государство выделило на это силы и средства», — заявил министр финансов. «Национальный проект — один из инструментов для достижения стратегических целей. Конечно, он не единственный. Необходимы также структурные изменения. Но национальные проекты действительно помогают, государство вкладывает в достижение обозначенных в них целей большие ресурсы», — отметил министр.

Уже ближе к концу сессии спикеры обсудили и готовность России к кризисным ситуациям. Экономическая политика, которую проводит государство сейчас, позволяет подготовиться к кризисам, уверен Силуанов. Однако, по мнению Грефа, не все так однозначно. Глава Сбербанка считает, что Россия готовится «к прошлым кризисам». «Сырьевой шок впереди. Снижение потребления нефти в мире приведет к очень низким ценам на нее. Надо готовиться к новым рискам. Вопрос о диверсификации стоит очень остро», — сказал Греф. Он добавил, что у России уже сейчас есть уникальные возможности для расширения и переориентации рынков сбыта. Чубайс заявил, что современный экономический курс правительства позволит добиться экономического роста, но достичь темпов выше среднемировых не удастся. «Современные экономические проблемы в России не могут быть решены экономическими инструментами», — констатировал он.

Подводя итог дискуссии, министр финансов Силуанов сказал: «Наша конечная задача — улучшение качества жизни людей, чтобы реальные доходы росли. Чтобы росли доходы, нужен экономический рост. Чтобы был рост, нужны инвестиции. Чтобы были инвестиции, нужно доверие бизнеса государству. Чтобы было доверие, нужна защита собственности, чиновникам, госкорпорациям нужны показатели эффективности. У нас в последние десятилетия не было такого целеполагания, как сейчас. Это обязательно должно „выстрелить“».

Н. Н. ДМИТРИЕВ

Поделиться