Финансирование и софинансирование — ключевой вопрос, который стоит перед региональными и муниципальными властями при реализации инициативных проектов. За прошедшие 10 лет субъекты Федерации, муниципалитеты выработали разные механизмы сбора инициативных платежей, изменилось и процентное соотношение размеров субсидий, поступающих от участников процесса финансирования. О том, какие наиболее интересные практики применяют сегодня регионы при формировании бюджета инициативных проектов, мы поговорили с Владимиром Владимировичем Вагиным, руководителем Центра инициативного бюджетирования НИФИ Минфина России.
— Владимир Владимирович, давайте начнем с цифр. Что вы можете сказать о динамике финансовых показателей в рамках реализации инициативных проектов?
— Наш центр ежегодно проводит мониторинг, в том числе финансовых показателей, инициативного бюджетирования по нескольким основаниям. По этим данным видно, что средний размер субсидии из муниципального бюджета на один реализованный проект с каждым годом неуклонно растет (рисунок 1). Увеличивается и средняя стоимость одного реализованного проекта: в 2023 году она составила 1,74 миллиона рублей. Однако скачкообразного роста нет, и мы можем сделать вывод, что инициативное бюджетирование — это финансовая технология, которая позволяет реализовывать небольшие по бюджету проекты.
Еще несколько цифр. По-прежнему основным источником средств на инициативное бюджетирование остаются бюджеты субъектов РФ. Но, по данным за 2022 и 2023 годы, их доля в общем объеме средств упала на 10 процентов. Откуда прибыло? Прежде всего сильно увеличился объем средств из муниципальных бюджетов (таблица). Это правильно, во всем мире партисипаторное бюджетирование является муниципальным инструментом. Но в нашей стране есть своя особенность. Не стану скрывать, что инициативное бюджетирование в России стало возможным лишь благодаря регионам. Именно их вложения помогают этому финансовому механизму существовать все эти годы.
Таблица. Источники финансирования инициативных проектов, млн руб.
Параметры |
2022 |
2023 |
Общая стоимость проектов ИБ, |
44 668 |
58 496 |
в том числе: |
||
бюджеты субъектов РФ |
23 894 (54%) |
25 759 (44%) |
федеральный бюджет |
9963 (22%) |
13 824 (24%) |
муниципалитеты |
7552 (17%) |
13 364 (23%) |
население |
1542 (3,4%) |
1265 (2,1%) |
юридические лица |
706 (1,6%) |
3078 (5,3%) |
инициативные платежи |
802 (1,9%) |
1204 (2%) |
Самое отрадное — существенно выросли объемы средств, которые вкладывают в инициативные проекты юридические лица, при этом незначительно упали объемы денежных вложений от физических лиц. Не думаю, что за этим стоят какие-то проблемы. Скорее всего, это связано с развитием механизма.
Второй год мы наблюдаем огромное разнообразие финансовых технологий, которые могут быть применены для инициативного бюджетирования. Но главное то, что наработан механизм работы с гражданами. Когда люди начинают обсуждать между собой вопрос денег, думают, как им договориться о расходовании средств, возникает инициативное бюджетирование. Без денег его реализация невозможна.
— Вы говорите о том, что инициативные проекты — это малые по бюджету проекты. С чем это связано?
— Действительно, в типологии, которую мы видим, очень много небольших проектов. И причина, я думаю, в том, что именно такие проекты интересны людям. Фактически наш инструмент позволяет гражданам работать с теми проблемами, которые их волнуют в первую очередь. Гигантские проекты мы худо-бедно научились делать, и система их финансирования, инвестирования в них уже отработана. А финансирование маленьких проектов, как ни парадоксально, оказалось делом непростым. Возможность массового участия граждан в решении большого количества локальных задач — вот что дает инициативное бюджетирование. Поэтому из этой ниши мы выходить не собираемся.
Когда у граждан появляется способ сообща решить свои насущные проблемы, возникает эффект инициативного бюджетирования — люди начинают чувствовать свою сопричастность к муниципальному управлению, к экономии средств бюджета. И тут стоит сказать, что средства на инициативные проекты на основании норм Гражданского кодекса, как правило, собирают как благотворительный взнос граждан в муниципальный бюджет. И, если честно, сбор с населения этих двух процентов от общего объема стоимости инициативного проекта происходит устаревшим и очень неудобным способом.
Напомню, что все начинается с собрания, где люди голосуют за выбор проекта. После голосования они принимают решение о готовности к софинансированию выдвинутой инициативы и его объеме. Эта сумма редко когда превышает 500 рублей. В случае победы в конкурсе инициативных проектов граждане в течение
В отличие от этой модели инициативные платежи предполагают, что под каждый проект инициативного бюджетирования, который был представлен и зарегистрирован муниципалитетом, создается отдельный код бюджетной классификации. Он позволяет гражданам вносить деньги на их собственный проект. Средства уже не растворяются в одном общем котле. И на инициативный платеж не распространяется принцип совокупного покрытия расходов муниципалитета.
С 1 января 2021 года вступил в силу новый порядок работы органов МСУ с проектами инициативного бюджетирования. Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 236‑ФЗ внес изменения в Федеральный закон № 131‑ФЗ, а Федеральный закон от 20 июля 2020 года № 216‑ФЗ — в Бюджетный кодекс. Благодаря внесенным поправкам понятие «инициативные платежи» стало неотъемлемым элементом практик инициативного бюджетирования.
— Происходят ли сейчас какие-то качественные изменения в системе инициативного бюджетирования?
— Изменения происходят, и очень любопытные. Первое, я об этом уже говорил выше, на 10 процентов уменьшился объем средств на инициативное бюджетирование из региональных бюджетов. И это не потому, что бюджеты субъектов стали меньше финансировать инициативные проекты, просто поменялся механизм. Теперь субъекты Федерации не сами проводят конкурсные процедуры, а переводят денежные средства на муниципальный уровень, где проекты выбирают уже муниципалитеты. И увеличение объема муниципальных средств в бюджете инициативных проектов — прямое следствие этих изменений. Существенным образом выросла доля юридических лиц, которые начинают активнее участвовать в инициативном бюджетировании. И это очень важный для нас показатель.
Однако увеличение количества средств граждан и компаний в инициативном бюджетировании, по моему мнению, не главное. Правда, некоторые регионы сделали этот критерий нормой при разработке проектов инициативного бюджетирования. Это не совсем правильно, поскольку сегодня существует уже много направлений в инициативном бюджетировании, которые, на наш взгляд, вообще не должны включать в себя софинансирование. В частности, активно развивается школьное инициативное бюджетирование. Соответственно, ни со школьников, ни с их родителей дополнительные средства на реализацию инициативных проектов учащихся брать нельзя. Или студенческое инициативное бюджетирование. В этом году мы пилотируем 55 вузов, которые согласились участвовать в программе по развитию студенческого инициативного бюджетирования. И в нем тоже нет софинансирования от студентов. Есть и другие практики, которые также не предполагают вложений граждан.
В последние годы появилось много разного рода финтех-решений. И нам очень приятно, что в числе тех, кто сейчас активно поддерживает инициативное бюджетирование и готов в нем участвовать, — Ассоциация операторов инвестиционных платформ. Благодаря этому взаимодействию мы сегодня изучаем возможности, которые дают инвестиционные платформы для сбора инициативных платежей. Причем такой формат, пожалуй, наиболее актуален для крупных городов. В ближайшем году мы планируем запустить пилоты в отдельных муниципалитетах, чтобы собрать экспертизу по софинансированию инициативных проектов с помощью такого инструмента.
Очень интересная история сейчас происходит с народными облигациями. В прошлом году Ульяновская область стала первым регионом, который выпустил такие облигации — на сумму 10 миллионов рублей. На текущий момент региональной властью принято решение, что для реализации проектов инициативного бюджетирования будут выпущены облигации на сумму еще 30 миллионов рублей.
В Ульяновске также происходят довольно любопытные процессы. Город сумел финансирование инициативных проектов осуществить с помощью включения дополнительных средств в коммунальные платежи. Об этой практике на минувшей VI Всероссийской конференции по инициативному бюджетированию рассказал председатель Ульяновской городской думы И. В. Ножечкин (рисунок 2).
По его словам, в муниципальном образовании уже был определенный опыт работы с добровольными платежами граждан. Эти программы очень активно поддерживали ТОС. Это и ремонт кровель в рамках региональной программы капремонта, и, безусловно, благоустройство в рамках «Комфортной городской среды», где ульяновцы в течение года собирали по 3 рубля с квадратного метра с минимальным перечнем работ и по 5 рублей, если хотели максимальный перечень. Поэтому запуск механизма софинансирования инициативных проектов через управляющую организацию МКД был довольно плавным и органичным.
Правда, на первом этапе муниципалитет столкнулся с препятствиями со стороны управляющих организаций: они не были в восторге от того, что собранные средства жителей пойдут не в прибыль их компании. Но в дальнейшем их удалось убедить, что пространство вокруг МКД все же сильно влияет на отношение людей к деятельности управляющих компаний. Поэтому навстречу пошло абсолютное большинство управляющих организаций — и УК, и ТСЖ, и другие.
Когда жители Ульяновска узнали, что можно облагородить территорию чуть дальше придомовой за 20 процентов от стоимости работ, они, конечно, были за. Поэтому сейчас крупные дома ежегодно накапливают порядка 300 тысяч рублей. Это такой банк совета дома. Львиная доля домов делает это по статье «Благоустройство». Также можно копить деньги через статью расходов «Текущий ремонт дома» и другие.
Ульяновские управляющие организации часто дают рассрочку. То есть, если конкурс будет через полгода, а средства будут собраны только через год, УК все равно принимает эти условия: через полгода они направляют средства на реализацию проектов, и еще полгода люди копят необходимую сумму.
— В завершение хотелось бы поговорить о перспективах развития инициативного бюджетирования. На данный момент существует довольно много форм участия граждан в бюджетном процессе. Не получится ли так, что в будущем инициативное бюджетирование в них растворится?
— Если говорить о дальнейшем развитии механизма, то стоит отметить, что мы, Центр инициативного бюджетирования, все эти годы, все 10 лет существования бренда, очень активно занимаемся изучением данного инструмента. Анализируем, что лежит в основе мотивации граждан, органов местного самоуправления, финансовых органов. Мы изучаем процедуры, выявляем проблемы, чтобы понять, как сделать этот механизм еще более эффективным. Когда мы разработали методологию инициативного бюджетирования, нам стало очевидно, что у него свои конкретные процедуры, своя определенная последовательность действий, которые работают и привлекают на свою сторону все больше последователей.
Да, у инициативного бюджетирования, у публичных слушаний и общественных обсуждений схожие методы. Но это совершенно разные процессы. И сегодня абсолютно добровольно, без всякого административного давления уже 79 субъектов РФ стали участниками процессов инициативного бюджетирования. И я уверен, что через короткое время все регионы России, включая новые, станут нашими союзниками.
Инициативное бюджетирование развивается, и Министерство финансов РФ нам помогает. Я вижу, что стремление помочь развитию механизма есть и на уровне политического руководства страны: президент неоднократно говорил о необходимости поддержки проектов, реализующихся на основе принципов инициативного бюджетирования. Поэтому, я уверен, инициативное бюджетирование как отдельный, самостоятельный бренд, который мы выстраивали в течение десятилетия, продолжит свое развитие и будет становиться еще более эффективным.
Подготовила М. С. Михайлова