Минобрнауки в первом квартале 2009 года должно подготовить пакет документов для реализации национальной образовательной стратегии "Наша новая школа". Один из пунктов стратегии - новый облик школ, которые в самое ближайшее время должны превратиться из допотопных строений во дворцы, построенные по последнему слову архитектуры.
Школа в 22 томах
Сегодня из всех российских регионов позволить себе строительство современных школ может, пожалуй, только Москва. За последние годы в городе появилось больше десятка новых школ. Самым урожайным был 2004 год, когда было построено сразу пять образовательных учреждений. Все, заметим, по индивидуальным проектам, которые разработал Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования (МНИИТЭП).
Свою первую школу сотрудник МНИИТЭПа заслуженный архитектор России Кирилл Каптерев построил еще в 1963 году в Сомали. Это была школа-интернат для детей Могадишо. При проектировании пришлось учитывать массу нюансов: не только жаркий климат, но, скажем, и пассаты с муссонами, которые дуют там по полгода, а значит, нужно было предусмотреть особое расположение тех же окон.
В России нет ни пассатов, ни муссонов, а требований к строительству школ - в сотни раз больше. Для согласования одного объекта нужно собрать 22 тома бумаг! Только для того чтобы начать проектирование, надо подписать 32 разрешительных документа. На что уходит год, а иногда и больше. Плюс строительство - еще три или четыре года. Это при хорошем раскладе.
- Я сторонник индивидуальных проектов. Для больших городов - это самый лучший вариант. Вот, к примеру, школа в Куркино, - показывает фотографии и эскизы Кирилл Владимирович. - Четырехэтажная, с бассейном, соляной пещерой и спортзалом, который может работать автономно. В актовом зале есть балкон и гримерки. А вот школа в Лианозово. Внутренний дворик с амфитеатром, подсветкой в виде уличных фонарей и стеклянным куполом...
Честное слово, не школа - дворец. На мой взгляд, даже слишком просторный, пустовато в коридорах и гигантских холлах.
- Все рассчитано верно. По последним нормативам школьные площади увеличились на 70-80 процентов, - поясняет Каптерев.
Места много - денег нет
Ох уж эти нормативы. Прежние, с советских времен, устарели. А новые разработаны только для Москвы с учетом возможностей мегаполиса. На каждого ученика в кабинете полагается 2,5 квадратного метра плюс еще метры для учителя. В классе, по правилам, должно быть 25 учеников. В целом получается, что кабинеты меньше 60 квадратов строить нельзя. В коридоре на каждого ученика должно приходиться 2 кв. метра площади. Если в школе учатся 550 человек - две параллели, то площадь коридоров должна зашкаливать за тысячу метров.
Два часа в день в кабинеты должны попадать солнечные лучи. Даже если школа стоит в районе многоэтажной плотной застройки. Оптимальная форма для классов - квадрат с дополнительным освещением сзади. Лестничные клетки в школах должны открываться наружу без ключа - такой замок называется "антипаника": выйти можно, войти - нет.
Выше четырех этажей школу строить нельзя. Желательно, чтобы она была трехэтажной. Толщина стен с отделкой - около 36-38 сантиметров.
Спортзал предписывается размещать только на первом этаже, чтобы можно было использовать как отдельный объект. К школьному стадиону полагаются трибуны, к двору - озеленение. Процент определен.
Архитекторам нелегко. В спальных районах столицы еще можно найти большие площади для строительства, в тесном центре - уже нет. Да и нормативы по инсоляции выдерживать все труднее - растет этажность домов.
Можно бы и глубинке взять московские нормы, но там другая беда - места и света много, а денег на строительство дворцов нет. Такое затратное строительство местным властям просто не осилить. Хорошая современная школа на 500-700 учеников стоит сейчас от 300 до 600 миллионов рублей.
Небольшую сумму, впрочем, можно сэкономить на типовом проектировании. Что-то от 15 до 20 миллионов рублей с каждого объекта.
Эксклюзив в экономварианте
В Институте общественных зданий на самом видном месте висит копия президентского поручения правительству. Слова "в самое ближайшее время разработать новые принципы работы школ, а также их проектирования, строительства" жирно подчеркнуты фломастером.
- Мы бы рады, но никакого конкретного задания пока не получали, - рассказывает заместитель руководителя проектной мастерской института Михаил Леонтьев. - В последние годы слова "типовой проект" считаются чуть ли не ругательными. Всем подавай "эксклюзив". На типовое строительство взъелись. А как без него? И начинать надо с разработки нормативов для регионов.
Он уверен: если серьезно браться за модернизацию школ, то срочно нужны типовые проекты - на триста, пятьсот, тысячу учеников или больше. Специально рассчитанные на районы Крайнего Севера, для Дальнего Востока, для юга России. То есть совершенно разных климатических зон, а стало быть, и требований к строительству и материалам.
В нынешней ситуации не до жиру. Во-первых, денег мало. Во-вторых, строить надо очень быстро, ведь в России немало школ, которые вот-вот обрушатся на головы учеников. В Якутии, к примеру, таких 139. Износ 50 школ - сто процентов! Их надо немедленно сносить. Многие директора школ и не мечтают о зимних садах и гримерках для учебного театра. По их мнению, достаточно добротных строений с современной системой отопления, столовыми, спортзалом и компьютерным классом.
- Проекты поселковых школ могут быть с помещениями для интерната, если нет возможности развезти учеников по дальним деревням, дополнительными кабинетами для занятий музыкой, спортом, - уточняет заместитель директора института по науке Анатолий Гарнец. - Как правило, музыкальные, спортивные школы находятся в городах. А тут все можно совместить.
Институт общественных зданий спроектировал несколько современных школ для Подмосковья. К примеру, школа в Бронницах напоминает сказочный терем с башенками. Здание из двух зон - учебной и клубно-спортивной. Между ними - вестибюль, с помощью которого можно изолировать одну зону от другой. Летом школа может работать как спортивный клуб, кафе, в актовом зале удобно проводить киносеансы и выступления артистов.
В Гжели - похожий проект, но в здании удалось еще и разместить производственные мастерские, где идут занятия по росписи и обжигу. Столовая оборудована по последнему слову техники, есть цех для горячей выпечки. Скажем так, эти подмосковные школы - тоже не экономвариант. Но и не "премиум-класс", как в столице.
Под одной крышей
Главному инженеру проекта Леониду Федорову из Центрального института типового проектирования и градостроительства им. Косицкого тоже довелось строить современные школы и образовательные центры. Институт выполнял заказы частных коттеджных поселков. В частности, в Одинцовском районе Подмосковья. Инвестор сразу предупредил: условие одно - максимум удобств на минимуме земли.
Архитектор института Наталья Сусленкова проект сделала по-современному: совместила детский сад на 25 мест и начальную школу на 40. Здание получилось двухэтажным, с большими просторными комнатами, условно разделенными на игровые, учебные и спальные зоны. Танцевальный зал, изостудия, актовый зал с гримерками, чемоданные и прачечные... От бассейна заказчики отказались - они у всех есть дома. И побоялись плоских крыш, решили, что будут протекать. "А ведь на крыше можно устроить прогулочную зону", - предлагал им Леонид Федоров. Но до таких современных подходов даже продвинутая буржуазия еще не доросла.
На вопрос, сколько стоит строительство, Леонид Федоров ответил так:
- Стоит столько же, сколько хороший коттедж на Рублевке.
Как и Михаил Леонтьев, он считает, что без типового проектирования не обойтись, и предлагает свой вариант: модульные конструкции. Допустим, построили детский сад или школу, а через пять лет стало тесно - достроили сверху еще один модуль.
Одним словом, у архитекторов идеи и предложения есть. Они готовы начать работу. Хотя и сомневаются, что в нынешних условиях у России хватит денег на то, чтобы модернизировать все школы. По мнению одного из руководителей МНИИТЭПа, на это потребуется никак не меньше 20-30 лет. Но вот сделать первый шаг - приблизить существующие нормативы к реальным возможностям регионов - можно быстро и без больших денежных затрат. Тем более что в Институте общественных зданий пока остались специалисты, которые могли бы выполнить квалифицированно эту работу.
Наверное, надо собрать вместе архитекторов, санитарных врачей, пожарных, представителей местных властей, чиновников минобрнауки и обсудить: как сегодня, учитывая непростую экономическую ситуацию, строить школы и какие образовательные учреждения нужны тому или иному региону. Понять, кто сможет осилить индивидуальные проекты, а кого устроят и типовые. Подсчитать, сколько средств могут выделить на строительство региональные бюджеты, а сколько может доплатить центр.
Даже частный бизнес готов поучаствовать. И вроде бы все чиновники "за". Но, к сожалению, о самом главном - о финансировании разработки нормативов и проектировочных работ - пока ничего не слышно. А без этого современных школ России не видать.
Источник: "Российская газета"
Школа в 22 томах
Сегодня из всех российских регионов позволить себе строительство современных школ может, пожалуй, только Москва. За последние годы в городе появилось больше десятка новых школ. Самым урожайным был 2004 год, когда было построено сразу пять образовательных учреждений. Все, заметим, по индивидуальным проектам, которые разработал Московский научно-исследовательский и проектный институт типологии и экспериментального проектирования (МНИИТЭП).
Свою первую школу сотрудник МНИИТЭПа заслуженный архитектор России Кирилл Каптерев построил еще в 1963 году в Сомали. Это была школа-интернат для детей Могадишо. При проектировании пришлось учитывать массу нюансов: не только жаркий климат, но, скажем, и пассаты с муссонами, которые дуют там по полгода, а значит, нужно было предусмотреть особое расположение тех же окон.
В России нет ни пассатов, ни муссонов, а требований к строительству школ - в сотни раз больше. Для согласования одного объекта нужно собрать 22 тома бумаг! Только для того чтобы начать проектирование, надо подписать 32 разрешительных документа. На что уходит год, а иногда и больше. Плюс строительство - еще три или четыре года. Это при хорошем раскладе.
- Я сторонник индивидуальных проектов. Для больших городов - это самый лучший вариант. Вот, к примеру, школа в Куркино, - показывает фотографии и эскизы Кирилл Владимирович. - Четырехэтажная, с бассейном, соляной пещерой и спортзалом, который может работать автономно. В актовом зале есть балкон и гримерки. А вот школа в Лианозово. Внутренний дворик с амфитеатром, подсветкой в виде уличных фонарей и стеклянным куполом...
Честное слово, не школа - дворец. На мой взгляд, даже слишком просторный, пустовато в коридорах и гигантских холлах.
- Все рассчитано верно. По последним нормативам школьные площади увеличились на 70-80 процентов, - поясняет Каптерев.
Места много - денег нет
Ох уж эти нормативы. Прежние, с советских времен, устарели. А новые разработаны только для Москвы с учетом возможностей мегаполиса. На каждого ученика в кабинете полагается 2,5 квадратного метра плюс еще метры для учителя. В классе, по правилам, должно быть 25 учеников. В целом получается, что кабинеты меньше 60 квадратов строить нельзя. В коридоре на каждого ученика должно приходиться 2 кв. метра площади. Если в школе учатся 550 человек - две параллели, то площадь коридоров должна зашкаливать за тысячу метров.
Два часа в день в кабинеты должны попадать солнечные лучи. Даже если школа стоит в районе многоэтажной плотной застройки. Оптимальная форма для классов - квадрат с дополнительным освещением сзади. Лестничные клетки в школах должны открываться наружу без ключа - такой замок называется "антипаника": выйти можно, войти - нет.
Выше четырех этажей школу строить нельзя. Желательно, чтобы она была трехэтажной. Толщина стен с отделкой - около 36-38 сантиметров.
Спортзал предписывается размещать только на первом этаже, чтобы можно было использовать как отдельный объект. К школьному стадиону полагаются трибуны, к двору - озеленение. Процент определен.
Архитекторам нелегко. В спальных районах столицы еще можно найти большие площади для строительства, в тесном центре - уже нет. Да и нормативы по инсоляции выдерживать все труднее - растет этажность домов.
Можно бы и глубинке взять московские нормы, но там другая беда - места и света много, а денег на строительство дворцов нет. Такое затратное строительство местным властям просто не осилить. Хорошая современная школа на 500-700 учеников стоит сейчас от 300 до 600 миллионов рублей.
Небольшую сумму, впрочем, можно сэкономить на типовом проектировании. Что-то от 15 до 20 миллионов рублей с каждого объекта.
Эксклюзив в экономварианте
В Институте общественных зданий на самом видном месте висит копия президентского поручения правительству. Слова "в самое ближайшее время разработать новые принципы работы школ, а также их проектирования, строительства" жирно подчеркнуты фломастером.
- Мы бы рады, но никакого конкретного задания пока не получали, - рассказывает заместитель руководителя проектной мастерской института Михаил Леонтьев. - В последние годы слова "типовой проект" считаются чуть ли не ругательными. Всем подавай "эксклюзив". На типовое строительство взъелись. А как без него? И начинать надо с разработки нормативов для регионов.
Он уверен: если серьезно браться за модернизацию школ, то срочно нужны типовые проекты - на триста, пятьсот, тысячу учеников или больше. Специально рассчитанные на районы Крайнего Севера, для Дальнего Востока, для юга России. То есть совершенно разных климатических зон, а стало быть, и требований к строительству и материалам.
В нынешней ситуации не до жиру. Во-первых, денег мало. Во-вторых, строить надо очень быстро, ведь в России немало школ, которые вот-вот обрушатся на головы учеников. В Якутии, к примеру, таких 139. Износ 50 школ - сто процентов! Их надо немедленно сносить. Многие директора школ и не мечтают о зимних садах и гримерках для учебного театра. По их мнению, достаточно добротных строений с современной системой отопления, столовыми, спортзалом и компьютерным классом.
- Проекты поселковых школ могут быть с помещениями для интерната, если нет возможности развезти учеников по дальним деревням, дополнительными кабинетами для занятий музыкой, спортом, - уточняет заместитель директора института по науке Анатолий Гарнец. - Как правило, музыкальные, спортивные школы находятся в городах. А тут все можно совместить.
Институт общественных зданий спроектировал несколько современных школ для Подмосковья. К примеру, школа в Бронницах напоминает сказочный терем с башенками. Здание из двух зон - учебной и клубно-спортивной. Между ними - вестибюль, с помощью которого можно изолировать одну зону от другой. Летом школа может работать как спортивный клуб, кафе, в актовом зале удобно проводить киносеансы и выступления артистов.
В Гжели - похожий проект, но в здании удалось еще и разместить производственные мастерские, где идут занятия по росписи и обжигу. Столовая оборудована по последнему слову техники, есть цех для горячей выпечки. Скажем так, эти подмосковные школы - тоже не экономвариант. Но и не "премиум-класс", как в столице.
Под одной крышей
Главному инженеру проекта Леониду Федорову из Центрального института типового проектирования и градостроительства им. Косицкого тоже довелось строить современные школы и образовательные центры. Институт выполнял заказы частных коттеджных поселков. В частности, в Одинцовском районе Подмосковья. Инвестор сразу предупредил: условие одно - максимум удобств на минимуме земли.
Архитектор института Наталья Сусленкова проект сделала по-современному: совместила детский сад на 25 мест и начальную школу на 40. Здание получилось двухэтажным, с большими просторными комнатами, условно разделенными на игровые, учебные и спальные зоны. Танцевальный зал, изостудия, актовый зал с гримерками, чемоданные и прачечные... От бассейна заказчики отказались - они у всех есть дома. И побоялись плоских крыш, решили, что будут протекать. "А ведь на крыше можно устроить прогулочную зону", - предлагал им Леонид Федоров. Но до таких современных подходов даже продвинутая буржуазия еще не доросла.
На вопрос, сколько стоит строительство, Леонид Федоров ответил так:
- Стоит столько же, сколько хороший коттедж на Рублевке.
Как и Михаил Леонтьев, он считает, что без типового проектирования не обойтись, и предлагает свой вариант: модульные конструкции. Допустим, построили детский сад или школу, а через пять лет стало тесно - достроили сверху еще один модуль.
Одним словом, у архитекторов идеи и предложения есть. Они готовы начать работу. Хотя и сомневаются, что в нынешних условиях у России хватит денег на то, чтобы модернизировать все школы. По мнению одного из руководителей МНИИТЭПа, на это потребуется никак не меньше 20-30 лет. Но вот сделать первый шаг - приблизить существующие нормативы к реальным возможностям регионов - можно быстро и без больших денежных затрат. Тем более что в Институте общественных зданий пока остались специалисты, которые могли бы выполнить квалифицированно эту работу.
Наверное, надо собрать вместе архитекторов, санитарных врачей, пожарных, представителей местных властей, чиновников минобрнауки и обсудить: как сегодня, учитывая непростую экономическую ситуацию, строить школы и какие образовательные учреждения нужны тому или иному региону. Понять, кто сможет осилить индивидуальные проекты, а кого устроят и типовые. Подсчитать, сколько средств могут выделить на строительство региональные бюджеты, а сколько может доплатить центр.
Даже частный бизнес готов поучаствовать. И вроде бы все чиновники "за". Но, к сожалению, о самом главном - о финансировании разработки нормативов и проектировочных работ - пока ничего не слышно. А без этого современных школ России не видать.
Источник: "Российская газета"