Власти Москвы намерены заморозить процесс монетизации льгот горожанам по оплате услуг ЖКХ. Очередной этап реформы, призванный ликвидировать «скидки по квартплате» и заменить их более рыночным механизмом социальных компенсаций льготникам, должен был вступить в активную фазу предстоящим летом. Однако в мэрии столицы, похоже, осознали, что для городского бюджета в условиях кризиса доплаты миллионам льготников станут серьезной нагрузкой. Пока решение о приостановке процесса монетизации не формализовано -- по информации «Времени новостей», соответствующее постановление правительства Москвы появится в ближайшие дни. Но о том, что власти продолжат предоставлять горожанам скидки на «коммуналку», а компенсировать неполную оплату жителями услуг по-прежнему будут предприятиям ЖКХ, на днях в ходе встречи с ветеранами заявил мэр Москвы Юрий Лужков.
Как пояснил «Времени новостей» источник в мэрии столицы, льготники, получившие февральские счета за коммунальные услуги по их полной стоимости, смогут получить компенсацию наличными. Но уже в марте в платежных документах льгота будет восстановлена в натуральном виде. Обращения же горожан, которые только недавно подали заявку на денежную реализацию льготы, лягут в архив. Градоначальник считает, что монетизацию льгот сейчас необходимо приостановить и вернуться к процессу замены скидок деньгами «в последующем, когда ситуация будет более спокойной».
Сегодня в Москве около 2,5 млн горожан получают скидку на оплату коммунальных услуг в размере от 50 до 100% их стоимости. Процесс замены этой льготы выплатами, перечисляемыми по желанию льготника на социальную карту или специальный банковский счет, в заявительном порядке стартовал 1 января 2009 года. Только за январь на денежную компенсацию уже успели подписаться 300 тыс. москвичей. Завершиться добровольный процесс монетизации должен был поголовным переходом с 1 июля на 100-процентную оплату льготниками коммунальных услуг.
Примечательно, что еще недавно чиновники заявляли о том, что январские темпы оформления денежных выплат позволяют провести монетизацию в заранее намеченные сроки и без социальных потрясений. «300 тыс. -- это хороший показатель за первый месяц», -- заявляли в департаменте социальной защиты города в середине февраля. А представители ГУ «Городской центр жилищных субсидий» (ГЦЖС), который и должен был заниматься переводом скидок на натуральные услуги в наличные рубли, во время проходивших в Мосгордуме общественных слушаний уверяли, что этот «эффективный и удобный механизм» дает еще и возможность горожанам влиять на качество предоставляемых коммунальщиками услуг.
Но в своевременности монетизации засомневались законодатели. Даже представители лояльной мэрии фракции «Единая Россия» в Мосгордуме намекали на необходимость приостановки монетизации льгот по оплате услуг ЖКХ. В частности, председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям городского парламента Михаил Антонцев заявил, что москвичи с опаской относятся к этой реформе. «Думаю, что, обжегшись на молоке во время федеральной монетизации, люди сейчас дуют на воду, опасаясь ухудшения ситуации», -- подтвердил вчера «Времени новостей» свою позицию г-н Антонцев. К тому же, по его мнению, может возникнуть ситуация, когда, оказавшись в трудном финансовом положении, москвичи будут расходовать не по целевому назначению деньги, выделяемые городом на компенсацию коммунальных расходов. В итоге возникнут «перебои с платежами».
«Мы прислушиваемся к тому, что говорят нам москвичи», -- ссылался в своем решении остановить выделение средств помощи города в оплате коммунальных платежей напрямую льготникам Юрий Лужков. Впрочем, не скрывал градоначальник и того, что наполняемость бюджета в этом году на оценку более чем «удовлетворительно» не тянет. Так что, вероятнее всего, чиновники в условиях резкого сокращения доходов казны просто засомневались в своих возможностях полностью и вовремя обеспечить горожан льготными деньгами.
Это косвенно подтвердил вчера в беседе с корреспондентом «Времени новостей» заместитель руководителя ГУ ГЦЖС Илья Рыбальченко. По его словам, «точные сроки возвращения к монетизации зависят от параметров экономической ситуации, а не от волевого решения». Этой важной реформе, считает г-н Рыбальченко, помешала лишь финансовая нестабильность в условиях кризиса. Горожане, как утверждают в ГУ ГЦЖС, к подобным переменам готовы, что показал осуществленный в 2007 году перевод получателей городской субсидии на оплату услуг ЖКХ со скидок на наличные доплаты. Правда, претендентов на субсидии в Москве несколько меньше, порядка 500 тыс. человек. Субсидия предоставляется не гражданам, попадающим в одну из 53 льготных категорий, а лицам, для которых расходы на услуги ЖКХ превышают 10% дохода.
В фонде «Институт экономики города» также считают, что россияне, имеющие право на государственную помощь, сегодня предпочитают наличные. Как рассказала «Времени новостей» эксперт фонда Марина Румянцева, сегодня на социальном пакете осталось не более 20% льготников, пользующихся помощью государства. «Как показывает опыт, денег всегда оказывается чуть больше, чем размер скидки, и людям больше нравится получать деньги», -- пояснила она. Г-жа Румянцева отмечает и тот факт, что дисциплина платежей с переходом на самостоятельное распоряжение льготниками средствами госпомощи, как правило, существенно улучшается. Так, например, в Приморском и Хабаровском крае, по ее данным, после монетизации существенно вырос уровень сбора платежей населения.
Однако кризис уже заставил не только Москву, но и многие другие регионы отложить монетизацию льгот по оплате услуг ЖКХ. На конец 2008 года, по данным «Института экономики города», перевести эту льготу на наличную основу удалось только на территории 26 субъектов федерации. Марина Румянцева полагает, что региональные власти боятся не выполнить свои обязательства перед населением, затянуть с выплатами и тем самым спровоцировать социальные потрясения. «Не дать эти деньги предприятиям ЖКХ -- это как дважды два, можно сказать, мол, мы вам потом пришлем, -- пояснила логику чиновников г-жа Румянцева. -- Не выплатить эти средства вовремя жителям недопустимо». При этом, по ее словам, для регионов монетизация льгот не позднее 2010 года является одним из необходимых условий для получения федеральных средств из Фонда содействия реформе ЖКХ на капремонт жилищного фонда. Поэтому затягивать отсрочку им тоже не выгодно.
«Бюджет Москвы и раньше мог выполнить свои обязательства по социальной поддержке этих льготников только с задержкой по выплате компенсации предприятиям ЖКХ, предоставляющим скидку», -- заявил «Времени новостей» лидер фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» в Мосгордуме Сергей Митрохин. По его словам, мэрия традиционно компенсирует коммунальщикам эти средства с отставанием почти в год. Но решение градоначальника оппозиционный депутат приветствовал, поскольку считает предложенный чиновниками новый механизм предоставления помощи горожанам слишком обременительным для льготников и требующим существенной переработки. В частности, московский вариант монетизации предусматривал сначала полный расчет льготников по квитанциям за услуги ЖКХ, и только потом предоставление им компенсации из городского бюджета. Кроме того, по словам г-на Митрохина, «согласно принятому в мэрии регламенту, размер компенсации почему-то определялся не из фактической суммы, которую заплатил льготник, а из среднего платежа за квартал, который может оказаться существенно ниже месячного платежа».
Источник: "Время новостей", Юлия ХОМЧЕНКО
Как пояснил «Времени новостей» источник в мэрии столицы, льготники, получившие февральские счета за коммунальные услуги по их полной стоимости, смогут получить компенсацию наличными. Но уже в марте в платежных документах льгота будет восстановлена в натуральном виде. Обращения же горожан, которые только недавно подали заявку на денежную реализацию льготы, лягут в архив. Градоначальник считает, что монетизацию льгот сейчас необходимо приостановить и вернуться к процессу замены скидок деньгами «в последующем, когда ситуация будет более спокойной».
Сегодня в Москве около 2,5 млн горожан получают скидку на оплату коммунальных услуг в размере от 50 до 100% их стоимости. Процесс замены этой льготы выплатами, перечисляемыми по желанию льготника на социальную карту или специальный банковский счет, в заявительном порядке стартовал 1 января 2009 года. Только за январь на денежную компенсацию уже успели подписаться 300 тыс. москвичей. Завершиться добровольный процесс монетизации должен был поголовным переходом с 1 июля на 100-процентную оплату льготниками коммунальных услуг.
Примечательно, что еще недавно чиновники заявляли о том, что январские темпы оформления денежных выплат позволяют провести монетизацию в заранее намеченные сроки и без социальных потрясений. «300 тыс. -- это хороший показатель за первый месяц», -- заявляли в департаменте социальной защиты города в середине февраля. А представители ГУ «Городской центр жилищных субсидий» (ГЦЖС), который и должен был заниматься переводом скидок на натуральные услуги в наличные рубли, во время проходивших в Мосгордуме общественных слушаний уверяли, что этот «эффективный и удобный механизм» дает еще и возможность горожанам влиять на качество предоставляемых коммунальщиками услуг.
Но в своевременности монетизации засомневались законодатели. Даже представители лояльной мэрии фракции «Единая Россия» в Мосгордуме намекали на необходимость приостановки монетизации льгот по оплате услуг ЖКХ. В частности, председатель комиссии по социальной политике и трудовым отношениям городского парламента Михаил Антонцев заявил, что москвичи с опаской относятся к этой реформе. «Думаю, что, обжегшись на молоке во время федеральной монетизации, люди сейчас дуют на воду, опасаясь ухудшения ситуации», -- подтвердил вчера «Времени новостей» свою позицию г-н Антонцев. К тому же, по его мнению, может возникнуть ситуация, когда, оказавшись в трудном финансовом положении, москвичи будут расходовать не по целевому назначению деньги, выделяемые городом на компенсацию коммунальных расходов. В итоге возникнут «перебои с платежами».
«Мы прислушиваемся к тому, что говорят нам москвичи», -- ссылался в своем решении остановить выделение средств помощи города в оплате коммунальных платежей напрямую льготникам Юрий Лужков. Впрочем, не скрывал градоначальник и того, что наполняемость бюджета в этом году на оценку более чем «удовлетворительно» не тянет. Так что, вероятнее всего, чиновники в условиях резкого сокращения доходов казны просто засомневались в своих возможностях полностью и вовремя обеспечить горожан льготными деньгами.
Это косвенно подтвердил вчера в беседе с корреспондентом «Времени новостей» заместитель руководителя ГУ ГЦЖС Илья Рыбальченко. По его словам, «точные сроки возвращения к монетизации зависят от параметров экономической ситуации, а не от волевого решения». Этой важной реформе, считает г-н Рыбальченко, помешала лишь финансовая нестабильность в условиях кризиса. Горожане, как утверждают в ГУ ГЦЖС, к подобным переменам готовы, что показал осуществленный в 2007 году перевод получателей городской субсидии на оплату услуг ЖКХ со скидок на наличные доплаты. Правда, претендентов на субсидии в Москве несколько меньше, порядка 500 тыс. человек. Субсидия предоставляется не гражданам, попадающим в одну из 53 льготных категорий, а лицам, для которых расходы на услуги ЖКХ превышают 10% дохода.
В фонде «Институт экономики города» также считают, что россияне, имеющие право на государственную помощь, сегодня предпочитают наличные. Как рассказала «Времени новостей» эксперт фонда Марина Румянцева, сегодня на социальном пакете осталось не более 20% льготников, пользующихся помощью государства. «Как показывает опыт, денег всегда оказывается чуть больше, чем размер скидки, и людям больше нравится получать деньги», -- пояснила она. Г-жа Румянцева отмечает и тот факт, что дисциплина платежей с переходом на самостоятельное распоряжение льготниками средствами госпомощи, как правило, существенно улучшается. Так, например, в Приморском и Хабаровском крае, по ее данным, после монетизации существенно вырос уровень сбора платежей населения.
Однако кризис уже заставил не только Москву, но и многие другие регионы отложить монетизацию льгот по оплате услуг ЖКХ. На конец 2008 года, по данным «Института экономики города», перевести эту льготу на наличную основу удалось только на территории 26 субъектов федерации. Марина Румянцева полагает, что региональные власти боятся не выполнить свои обязательства перед населением, затянуть с выплатами и тем самым спровоцировать социальные потрясения. «Не дать эти деньги предприятиям ЖКХ -- это как дважды два, можно сказать, мол, мы вам потом пришлем, -- пояснила логику чиновников г-жа Румянцева. -- Не выплатить эти средства вовремя жителям недопустимо». При этом, по ее словам, для регионов монетизация льгот не позднее 2010 года является одним из необходимых условий для получения федеральных средств из Фонда содействия реформе ЖКХ на капремонт жилищного фонда. Поэтому затягивать отсрочку им тоже не выгодно.
«Бюджет Москвы и раньше мог выполнить свои обязательства по социальной поддержке этих льготников только с задержкой по выплате компенсации предприятиям ЖКХ, предоставляющим скидку», -- заявил «Времени новостей» лидер фракции «Яблоко -- Объединенные демократы» в Мосгордуме Сергей Митрохин. По его словам, мэрия традиционно компенсирует коммунальщикам эти средства с отставанием почти в год. Но решение градоначальника оппозиционный депутат приветствовал, поскольку считает предложенный чиновниками новый механизм предоставления помощи горожанам слишком обременительным для льготников и требующим существенной переработки. В частности, московский вариант монетизации предусматривал сначала полный расчет льготников по квитанциям за услуги ЖКХ, и только потом предоставление им компенсации из городского бюджета. Кроме того, по словам г-на Митрохина, «согласно принятому в мэрии регламенту, размер компенсации почему-то определялся не из фактической суммы, которую заплатил льготник, а из среднего платежа за квартал, который может оказаться существенно ниже месячного платежа».
Источник: "Время новостей", Юлия ХОМЧЕНКО