Мрачные перспективы для мировой гражданской авиации обрисовал генеральный директор Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) Джованни Бизиньяни, открывая вчера ежегодное общее собрание этой организации в Куала-Лумпуре. Эксперты IATA ухудшили свой прошлогодний прогноз убытков в отрасли.
По новым данным получается, что в 2008 году авиакомпании мира совместно потеряли 10,4 млрд долл. На 2009 год г-н Бизиньяни пообещал собравшимся в Малайзии 500 руководителям крупнейших авиакомпаний планеты почти такие же убытки -- 9 млрд долларов.
Собрание IATA вчера почтили своим присутствием сразу два премьер-министра -- один действующий и один отставной. Премьер Малайзии Датук Сери Наждиб Разак добавил к докладу гендиректора IATA собственные тревожные нотки. «Никогда еще паралич всей авиатранспортной отрасли не был так вероятен», -- сообщил г-н Наждиб делегатам. Другой высокий гость -- отец «сингапурского экономического чуда» Ли Кван Ю, проработавший премьер-министром островного государства с 1959 по 1990 год, не стал пугать собравшихся мрачными прогнозами. Г-н Ли только иронически отметил, что в отличие от нынешних лидеров западных стран он в свое время скромно сконцентрировался на развитии экономики своей страны, в том числе авиакомпании Singapore Airlines.
В изложении г-на Бизиньяни все выглядело гораздо хуже, чем казалось совсем недавно. IATA уже один раз подвела итоги 2008 года и оценила глобальный убыток авиакомпаний в 8,5 млрд долл. Однако новый подсчет дал другую цифру -- 10,4 млрд долларов.
Примерно такая же история произошла и с прогнозами на текущий год. В марте IATA посчитала ожидаемые убытки отрасли, остановившись на цифре 4,7 млрд долл. Однако уже двумя месяцами позже, учтя падение доходов авиаперевозчиков, организация практически удвоила свой прогноз потерь до 9 млрд долларов.
Причем проблема дороговизны топлива -- главная головная боль авиаперевозчиков в прошлом году -- теперь уже не стоит так остро. Если в 2008 году авиакомпании совместно потратили на горючее 165 млрд долл., то в 2009-м их расходы по этой статье станут на треть меньше -- 106 млрд долл. Однако экономию перекроет падение доходов авиакомпаний, связанное с уменьшением платежеспособного спроса на их услуги и утратой доверия пассажиров к воздушным путешествиям в целом. После терактов 11 сентября 2001 года доходы авиакомпаний упали на 7% и вернулись на прежний уровень через три года, напомнил собранию гендиректор IATA. С начала мировой рецессии аналогичные доходы упали уже на 15%, продолжил он. Реалистично оценивая происходящее, г-н Бизиньяни не нашел признаков, позволяющих рассчитывать на исправление ситуации в обозримом будущем. «Отрасль существует в режиме выживания», -- несколько раз повторил он в своем докладе.
«Ежегодное собрание IATA -- это место, где не только обсуждаются глобальные отраслевые тенденции, но и устанавливаются личные связи между руководителями авиакомпаний, налаживается сотрудничество и разрешаются конфликты», -- сказал «Времени новостей» региональный представитель организации в России и СНГ Дмитрий Шамраев. Собрание IATA стало первым для нового гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, назначенного на этот пост в конце марта. Несмотря на скромный стаж руководства авиакомпанией, в Куала-Лумпуре он был сразу избран в совет управляющих IATA, а также в «номинационный комитет» -- орган, выдвигающий кандидатуры на следующих выборах в этот совет.
Источник: "Время Новостей", Михаил КУКУШКИН
По новым данным получается, что в 2008 году авиакомпании мира совместно потеряли 10,4 млрд долл. На 2009 год г-н Бизиньяни пообещал собравшимся в Малайзии 500 руководителям крупнейших авиакомпаний планеты почти такие же убытки -- 9 млрд долларов.
Собрание IATA вчера почтили своим присутствием сразу два премьер-министра -- один действующий и один отставной. Премьер Малайзии Датук Сери Наждиб Разак добавил к докладу гендиректора IATA собственные тревожные нотки. «Никогда еще паралич всей авиатранспортной отрасли не был так вероятен», -- сообщил г-н Наждиб делегатам. Другой высокий гость -- отец «сингапурского экономического чуда» Ли Кван Ю, проработавший премьер-министром островного государства с 1959 по 1990 год, не стал пугать собравшихся мрачными прогнозами. Г-н Ли только иронически отметил, что в отличие от нынешних лидеров западных стран он в свое время скромно сконцентрировался на развитии экономики своей страны, в том числе авиакомпании Singapore Airlines.
В изложении г-на Бизиньяни все выглядело гораздо хуже, чем казалось совсем недавно. IATA уже один раз подвела итоги 2008 года и оценила глобальный убыток авиакомпаний в 8,5 млрд долл. Однако новый подсчет дал другую цифру -- 10,4 млрд долларов.
Примерно такая же история произошла и с прогнозами на текущий год. В марте IATA посчитала ожидаемые убытки отрасли, остановившись на цифре 4,7 млрд долл. Однако уже двумя месяцами позже, учтя падение доходов авиаперевозчиков, организация практически удвоила свой прогноз потерь до 9 млрд долларов.
Причем проблема дороговизны топлива -- главная головная боль авиаперевозчиков в прошлом году -- теперь уже не стоит так остро. Если в 2008 году авиакомпании совместно потратили на горючее 165 млрд долл., то в 2009-м их расходы по этой статье станут на треть меньше -- 106 млрд долл. Однако экономию перекроет падение доходов авиакомпаний, связанное с уменьшением платежеспособного спроса на их услуги и утратой доверия пассажиров к воздушным путешествиям в целом. После терактов 11 сентября 2001 года доходы авиакомпаний упали на 7% и вернулись на прежний уровень через три года, напомнил собранию гендиректор IATA. С начала мировой рецессии аналогичные доходы упали уже на 15%, продолжил он. Реалистично оценивая происходящее, г-н Бизиньяни не нашел признаков, позволяющих рассчитывать на исправление ситуации в обозримом будущем. «Отрасль существует в режиме выживания», -- несколько раз повторил он в своем докладе.
«Ежегодное собрание IATA -- это место, где не только обсуждаются глобальные отраслевые тенденции, но и устанавливаются личные связи между руководителями авиакомпаний, налаживается сотрудничество и разрешаются конфликты», -- сказал «Времени новостей» региональный представитель организации в России и СНГ Дмитрий Шамраев. Собрание IATA стало первым для нового гендиректора «Аэрофлота» Виталия Савельева, назначенного на этот пост в конце марта. Несмотря на скромный стаж руководства авиакомпанией, в Куала-Лумпуре он был сразу избран в совет управляющих IATA, а также в «номинационный комитет» -- орган, выдвигающий кандидатуры на следующих выборах в этот совет.
Источник: "Время Новостей", Михаил КУКУШКИН