Мэрия Томска прорабатывает варианты оптимизации социальной сферы, сообщает пресс-служба администрации Томска.
Варианты снижения расходов на каждую единицу бюджетных услуг в здравоохранении и социальной политике обсудили участники городского антикризисного штаба. Заседание с такой повесткой дня провел мэр Томска Николай Николайчук.
Как сообщил начальник управления здравоохранения Томска Сергей Андреев, управлению подведомственны 32 муниципальных медучреждения. 28 из них работают в системе ОМС: средства фонда являются основным источником их деятельности, а доля бюджетной составляющей здесь не превышает 9%. Но поскольку при нехватке средств ОМС ответственность по обязательствам возлагается на муниципалитет, управление уже сегодня принимает меры по оптимизации их деятельности.
Одна из них - укрупнение учреждений. Уже объединены 5-я и 3-я поликлиники, 7-я включена в состав 3-й горбольницы. В ближайших планах присоединение поликлиники №2 к горбольнице №2, создание крупного объединения на базе медсанчасти "Строитель" с включением сюда 6-й и 8-й поликлиник, а также объединение всех взрослых стоматологий города в одно юрлицо.
"Укрупнение медучреждений позволит высвободить площади, сэкономить 650 тыс. рублей бюджетных денег и по году более 4, 5 млн. рублей из средств ОМС, которые имеет смысл направить на создание новых отделений в данных лечебных учреждениях", - подчеркнул Сергей Андреев.
Вторая, меньшая, часть медучреждений Томска содержится исключительно за счет местного бюджета. Их всего четыре - станция скорой медицинской помощи, детский центр восстановительного лечения, дом ребенка для детей с поражениями центральной нервной системы и центр медпрофилактики. При этом расходы на их содержание составляют 67% от всех затрат бюджета на муниципальные ЛПУ.
При первом секвестре городского бюджета расходы городского здравоохранения уже были сокращены почти на 14% (78, 3 млн. рублей). В случае повторного сокращения под урезание вновь попадут затраты на коммунальные услуги, связь, транспорт, обучение. Медикам придется отказаться от закупки оборудования, капремонта и сократить расходы на так называемые материальные запасы (ГСМ, чистящие средства, мягкий инвентарь и пр. ), а это без малого 5-6 млн. рублей по сравнению с 2008 годом.
В такой ситуации ЛПУ безусловно стараются привлечь пациентов и расширить объем и виды платных услуг. Однако, как заверил Сергей Андреев, подходят к этому с большой осторожностью, чтобы не допустить роста социальной напряженности.
Разделяя такой подход, Николай Николайчук предложил изучить опыт Ростова, где за последние годы в 3 раза снизилась смертность, а это остается одним из главных индикаторов в сфере здравоохранения.
Что касается мер социальной поддержки томичей, то, как подчеркнула и. о. начальника управления социальной политики Татьяна Дорохова, Томск давно избавился от принципа категорийности и внедрил адресный подход. Почти в полтора раза увеличился бюджет главных социальных программ – старшее поколение и социальная интеграция. Томск остается единственным городом, где бюджетные средства (8-12 млн. рублей) выделяются на детское питание. Действует льготный проезд на водном и железнодорожном транспорте, выплачиваются муниципальные пенсии и надбавки, рента, а более 200 семей смогли воспользоваться условиями городской ипотеки.
В общей сложности на социальную поддержку из бюджета тратится около 235 млн. рублей, но муниципалитет вынужден будет провести ревизию всех льгот и преференций, в частности, пересмотреть из них те, где до сих пор сохраняется принцип категорийности.