Образование — 01 сентября 2009

Об особенностях нового учебного года

Версия для печати 1762 Материалы по теме
Об особенностях нового учебного года
#29054# Каким будет первый учебный год после первого штатного ЕГЭ? Какие новые предметы появятся у школьников? Как будут проверять знания у первокурсников вузов? На вопросы корреспондента "РГ" отвечает министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Российская газета: Чем будет примечателен новый учебный год?
Андрей Фурсенко: Резких и кардинальных изменений в нем не будет. Главное, что нам предстоит сделать - в полной мере учесть и реализовать тот потенциал, который удалось накопить после первого года проведения Единого госэкзамена в штатном режиме. Получена просто уникальная база данных системы образования. Это и качество подготовки школьников, и уровень квалификации учителей, и анализ коррупционности региональных систем образования.

Теперь надо не просто обработать этот материал, но использовать его для улучшения школы. Замечу, что это не какой-то "экшн", не отдельно взятое действие. Это процесс. Мы начинаем новый этап, несмотря на экономические и демографические трудности. Радостно, что мы сумели добиться определенного доверия у образовательного сообщества страны.

РГ: Уже известно, что первокурсников ожидает глобальная проверка на соответствие результатов ЕГЭ результатам их учебе в вузе. Как это будет происходить?
Фурсенко: Исключительно по добровольному желанию ректоров вузов. Кстати, некоторые из них уже выступили с предложениями провести свои собственные акции по проверке знаний. Благодаря им мы получим документированный реальный материал, который будет подтверждать или опровергать результаты, которые школьники получили по ЕГЭ, а значит, подтверждать или опровергать оценки, которые мы дали региональным системам образования. Вузы в этом тоже заинтересованы. Мы здесь стали в полной мере союзниками с вузами.

РГ: Школы к 1 сентября готовы?
Фурсенко: Дела у многих лучше, чем в прошлом году. За неделю до учебного года чуть больше 10 процентов школ не были готовы принять учеников. Это меньше, чем 2008 году. К примеру, недавно я вернулся из Хабаровска. Вместе с местным министром образования Андреем Базилевским мы посмотрели несколько школ - все они были на сто процентов готовы к принятию школьников: свежевыкрашенные стены, прочные парты, чистые туалеты. Спрашиваю - сколько школ полностью соответствует современным условиям преподавания? Оказалось - уже более 30 процентов. И это при том, что регион не участвует в реализации комплексного проекта развития региональных систем образования в рамках приоритетного национального проекта. У участников нацпроекта - показатель около 80 процентов.

РГ: В новом учебном году учеников 4 классов в 18 регионах страны все-таки ждет сюрприз - в последней четверти появится новый предмет "Духовно-нравственное воспитание". Все ли готово к введению новой дисциплины и когда она войдет в обязательную школьную программу?
Фурсенко: Давайте не забывать, что преподавание истории и культуры православия, других религий уже нормативно в том или ином виде закреплено в 64 регионах на местном уровне. Мы просто упорядочиваем эту систему. Начинается очень аккуратный эксперимент. Без фанатизма.

Поймите, чисто теоретически такой курс все равно в полной мере не подготовишь. Должна обязательно быть практика. И учебник должен готовиться одновременно с практикой. Конечно, это должен быть светский учебник, но при этом не оскорбляющий чувств верующих. У нас долгое время многие учебники писались с позиции, что религия - это сродни мифологии. Что, мол, кто-то верит в Деда Мороза, а кто-то в Бога. Человека верующего все это оскорбляло. Но преподавать предмет будут светские педагоги, скорее всего историки, русисты, возможно, учителя обществознания. Думаю, что к зимним каникулам мы уже разработаем программу их переподготовки. Кстати, финансировать их, особенно в начале, скорее всего, будет федеральный центр. Иначе мы "подвесим" дотационные, бедные регионы, которые не смогут найти на это средств.

На период эксперимента предмет будет включен в региональный компонент учебного плана. Нигде вводиться за счет базовой части образовательной программы он не будет. В обязательную программу "Духовно-нравственное воспитание" должно войти через три года.

Источник: "Российская газета"
Поделиться