#20889# Доходы федерального бюджета в первом полугодии оказались выше запланированных на 10,4%. Однако в расходной части кассовое исполнение бюджета традиционно отстает от графика — даже больше, чем до кризиса. В правительстве это объясняют неповоротливостью бюрократической машины. Эксперты уверены, что деньги берегут сознательно: давая экономике позитивные сигналы о выходе из рецессии, чиновники на самом деле опасаются еще более глубокого падения, чем осенью прошлого года. Приоритет отдается социальным расходам — в отличие от инвестиционных финансируются они исправно.
Исполнение федерального бюджета в первом полугодии станет главной темой сегодняшнего заседания президиума правительства. По данным источника из финансово-экономического блока правительства, поводы для оптимизма есть — план по поступлению доходов в бюджет перевыполнен практически по всем статьям.
Однако, по словам чиновника, кассовое исполнение бюджета в расходной части отстает от графика. К уточненной росписи на 2009 год оно составило 39,9%, что хуже, чем в первом полугодии 2008-го (40,4%). Наиболее низкий процент кассового исполнения продемонстрировал Минрегион — 23% к годовому плану. Сильнее всего кризисный год ударил по приоритетным нацпроектам: расходы федерального бюджета на них в первом полугодии составили всего 18% от годового плана (52,3 млрд руб.). Нацпроект «Доступное и комфортное жилье» профинансирован всего на 6,6%. В первом полугодии 2008-го этот показатель был 23%.
Оставляет желать лучшего и финансирование федеральных целевых программ (ФЦП). В этом году их прибавилось (51 вместо 47 в 2008-м), однако на них было потрачено всего 238,3 млрд руб. — 28,3% от запланированных на год денег. На три ФЦП деньги еще даже не начинали поступать.
Чуть лучше ситуация с реализацией антикризисных мер правительства — освоено 39,1% запланированных на год 985 млрд руб. Впрочем, статистику делают привлекательной скорее социальные расходы — они шли даже опережающими темпами (69,9% от годового плана). А вот деньги на поддержку отдельных отраслей экономики и предприятий, которые решено выделить по поручению правительства, по-прежнему не дошли до получателей. Из 535 млрд руб. в первом полугодии освоено чуть более 100 млрд руб.
Задержки в кассовом исполнении расходной части казны в правительстве объясняют неповоротливостью бюджетной системы: сроки разработки, согласования и утверждения документации очень длительные. «Эта картина наблюдалась из года в год, — соглашается главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. — Но в период кризиса неравномерное распределение бюджетных средств может стать ограничителем как для преодоления спада экономики, так и для последующего подъема». По оценке г-на Лисоволика, в декабре расходы федерального бюджета составят более 1 трлн руб., в то время как в первом полугодии ежемесячные казенные траты составляли в среднем по 640 млрд руб. Одномоментное впрыскивание денег в экономику может дать сильный инфляционный импульс на начало 2010 года, напоминает эксперт.
Правительство сознательно придерживает расходы, уверен управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Сергей Хестанов. «Это совершенно нормальная реакция в ситуации неопределенности с доходами, — говорит он. — Скорее всего, наметившаяся стабилизация экономики — это не начало восстановления, а промежуточная передышка». Учитывая, что большинство так называемых инвестиционных расходов бюджета — на ФЦП, нацпроекты и проч. — крайне неэффективны, сэкономить на них не грех, а даже польза, полагает эксперт.
Источник: РБКdaily
Исполнение федерального бюджета в первом полугодии станет главной темой сегодняшнего заседания президиума правительства. По данным источника из финансово-экономического блока правительства, поводы для оптимизма есть — план по поступлению доходов в бюджет перевыполнен практически по всем статьям.
Однако, по словам чиновника, кассовое исполнение бюджета в расходной части отстает от графика. К уточненной росписи на 2009 год оно составило 39,9%, что хуже, чем в первом полугодии 2008-го (40,4%). Наиболее низкий процент кассового исполнения продемонстрировал Минрегион — 23% к годовому плану. Сильнее всего кризисный год ударил по приоритетным нацпроектам: расходы федерального бюджета на них в первом полугодии составили всего 18% от годового плана (52,3 млрд руб.). Нацпроект «Доступное и комфортное жилье» профинансирован всего на 6,6%. В первом полугодии 2008-го этот показатель был 23%.
Оставляет желать лучшего и финансирование федеральных целевых программ (ФЦП). В этом году их прибавилось (51 вместо 47 в 2008-м), однако на них было потрачено всего 238,3 млрд руб. — 28,3% от запланированных на год денег. На три ФЦП деньги еще даже не начинали поступать.
Чуть лучше ситуация с реализацией антикризисных мер правительства — освоено 39,1% запланированных на год 985 млрд руб. Впрочем, статистику делают привлекательной скорее социальные расходы — они шли даже опережающими темпами (69,9% от годового плана). А вот деньги на поддержку отдельных отраслей экономики и предприятий, которые решено выделить по поручению правительства, по-прежнему не дошли до получателей. Из 535 млрд руб. в первом полугодии освоено чуть более 100 млрд руб.
Задержки в кассовом исполнении расходной части казны в правительстве объясняют неповоротливостью бюджетной системы: сроки разработки, согласования и утверждения документации очень длительные. «Эта картина наблюдалась из года в год, — соглашается главный экономист Deutsche Bank в России Ярослав Лисоволик. — Но в период кризиса неравномерное распределение бюджетных средств может стать ограничителем как для преодоления спада экономики, так и для последующего подъема». По оценке г-на Лисоволика, в декабре расходы федерального бюджета составят более 1 трлн руб., в то время как в первом полугодии ежемесячные казенные траты составляли в среднем по 640 млрд руб. Одномоментное впрыскивание денег в экономику может дать сильный инфляционный импульс на начало 2010 года, напоминает эксперт.
Правительство сознательно придерживает расходы, уверен управляющий директор УК «Финам Менеджмент» Сергей Хестанов. «Это совершенно нормальная реакция в ситуации неопределенности с доходами, — говорит он. — Скорее всего, наметившаяся стабилизация экономики — это не начало восстановления, а промежуточная передышка». Учитывая, что большинство так называемых инвестиционных расходов бюджета — на ФЦП, нацпроекты и проч. — крайне неэффективны, сэкономить на них не грех, а даже польза, полагает эксперт.
Источник: РБКdaily