В последние несколько лет в системе российского образования произошло немало значительных перемен. Все они, так или иначе, осуществлялись при непосредственном участии Дмитрия Медведева, который еще в бытность первым вице-премьером правительства курировал нацпроекты, в том числе и образовательный.
Поэтому в московский Форум-холл глава государства приехал не только для вручения главного приза победителю - президент воспользовался возможностью поговорить с лауреатами конкурса, чтобы еще раз послушать их мнение относительно нововведений. А это и ЕГЭ, и техническое оснащение школ, и эксперимент по нормативно-подушевому финансированию общеобразовательных учреждений.
Самые свежие впечатления у учителей, безусловно, от летнего ЕГЭ, который впервые сдавали во всех школах страны и по результатам которого осуществлялось поступление в высшие учебные заведения. В целом, от лучших учителей России ЕГЭ получил хорошую оценку. Хотя без нареканий не обошлось. Выслушав их, глава государства сделал вывод - ЕГЭ пришел всерьез и надолго, но его еще будут дорабатывать.
"Считаю, что ЕГЭ - это шаг вперед, и довольно значительный, - заявил Медведев на встрече с лауреатами конкурса. - И не только потому, что так в основном работают во всем мире, но и потому, что это, на мой взгляд, более справедливая система оценки знаний". Причем оценка знаний отдельного ученика, а не подготовки педагогического коллектива и школы.
ЕГЭ же позволяет выпускникам пробовать свои силы для поступления в любые вузы страны, независимо от того, где учился человек.
Количество вузов ограничат - сам президент склоняется в пользу не более пяти высших учебных заведений. И конечно, существенный удар ЕГЭ нанес по коррупционной составляющей зачислений в вузы.
"Должен сказать, что ЕГЭ - это серьезно и надолго", - подчеркнул Дмитрий Медведев. В то же время его предстоит еще доводить до ума. В частности, много нареканий со стороны учителей вызывает факт сдачи в таком формате некоторых гуманитарных предметов. Например, преподаватели уверены, что ЕГЭ по литературе не раскрывает полностью знаний ученика. "Единый госэкзамен, по всей вероятности, потребует довольно существенных корректировок по методологии его исполнения", - согласился президент.
Единый госэкзамен заставил преподавателей задуматься о том, что пора что-то менять и в системе общего образования. В частности, отходить от пятибалльной системы оценки знаний ученика, поскольку в ЕГЭ используется стобалльная. Дмитрий Медведев усомнился, что при такой системе можно просто и верно выставлять оценки, а вот 10-балльная шкала вроде бы показалась вполне приемлемой и справедливой.
За справедливость многие учителя выступают, говоря и о нормативно-подушевой системе финансирования школ, когда деньги приходят в школу вслед за конкретным учеником. В первую очередь, обделенными себя чувствуют сельские школы, где в силу естественных причин комплектации классов существенно ниже, чем в городах. "Здесь нужно подумать, каким образом подтянуть их бюджеты", - сделал для себя пометку Дмитрий Медведев.
К концу беседы разговор президента и учителей перешел от проблем и сложностей самих преподавателей к нелегкой ученической доле. Один из учителей пожаловался, что весной в конце учебного года его выпускники физически слабели буквально за пару месяцев. Некоторые, страхуясь для поступления в вузы, выбирали себе на ЕГЭ сразу несколько запасных предметов, к которым ведь приходилось готовиться. Но Дмитрия Медведева разжалобить не удалось.
"Меня не поддержат многие, но я не считаю, что наши школьники сильно перегружены в школе, - заявил президент. - Может быть, во мне сейчас говорит бывший преподаватель, но я считаю, что мы правильно делаем, что стараемся больше давать ученикам".
Сейчас, считает глава государства, нужно думать о том, что мир настолько сложен и перед нашей страной стоит такое количество вызовов, что за такое короткое время невозможно подготовить человека, адаптированного к жизни в XXI веке.
- Нужно вкладывать максимальное количество знаний в наших детей, - уверен Медведев. - Только в этом случае у нашей страны есть будущее, только в этом случае мы конкурентоспособны.
Выступая на торжественной церемонии конкурса "Учитель года России-2009" глава государства еще раз пообещал, что государство и дальше будет работать над развитием школьного образования и совершенствованием статуса педагога. "Системы поддержки сохранятся, сохранятся и проекты по внедрению нормативно-подушевого финансирования", - заверил он.
Будет меняться и система финансирования школ. "Наша школа должна стать школой XXI века. Это должна быть высокотехнологичная, эффективная, сильная и в то же время добрая по отношению к ученикам и привлекательная для учителей школа", - поставил задачу Дмитрий Медведев.
А "Хрустального пеликана" президент вручил абсолютному победителю конкурса Наталье Никифоровой - учителю математики средней общеобразовательной школы N 5 Магнитогорска.
Источник: "Российская газета"