ЖКХ№10 Октябрь 2009 — 12 ноября 2009

Необходимо усилить контроль

Версия для печати 5895 Материалы по теме
талалыкин
Основные надежды регионов и муниципальных образований на проведение капитального ремонта жилых домов, а также на расселение ветхого и аварийного жилья связаны с работой Фонда содействия реформированию ЖКХ: именно он сегодня занимается распределением соответствующих ресурсов. На вопросы «Бюджета» ответил заместитель генерального директора государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства Владимир ТАЛАЛЫКИН.

— Владимир Михайлович, сколько субъектов РФ участвуют в программе Фонда в 2009 году? И с чем связано то обстоятельство, что ряд регионов так и не смогли сформировать заявки на предоставление средств фонда?
— В настоящее время в программах государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства участвует 81 субъект РФ. По состоянию на 24 августа 2009 года фондом совместно с регионами на реализацию программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилья было направлено порядка 222,1 млрд руб. Это позволит отремонтировать 79,5 тыс. домов, улучшив условия проживания 10,3 млн человек, и переселить из аварийного жилья около 158 тыс. граждан.
Следует отметить, что средства Фонда ЖКХ, направленные в регионы на реализацию программ, обеспечивают необходимую поддержку коммунального и строительного комплекса, активно осваиваются малым бизнесом, обеспечивая занятость населения России в кризисный период. Так, к реализации программ фонда привлечено более 10 тыс. предприятий малого бизнеса, в которых работают около 220 тыс. чел. Всего же программы Фонда ЖКХ обеспечивают занятость более 1млн человек.
В настоящее время в программах фонда не принимают участия только два субъекта Федерации: город Москва и Чеченская Республика. На сегодняшний день в Чеченской Республике идет процесс подготовки заявки. Руководство региона планирует представить все необходимые документы в фонд в ближайшее время. В республике существуют объективные причины, мешающие быстрыми темпами реформировать ЖКХ. В частности, до сих пор отсутствует кадастровый учет объектов коммунального хозяйства, до конца не завершен восстановительный процесс объектов ЖКХ, существуют сложности с созданием управляющих компаний. Собственники жилых помещений в большинстве своем не имеют опыта самоуправления и психологически не готовы взять на себя ответственность по созданию ТСЖ.
В Москве же другая ситуация. В конце ноября 2007 года депутатами Московской городской думы была принята городская целевая программа по капитальному ремонту многоквартирных домов на 2008–2014 годы. Город полностью взял на себя расходы по капремонту. На эти цели в течение семи лет предполагается выделить 490 млрд руб.

— Актуальной проблемой остается освоение предоставленных средств в регионах. В чем основные причины задержек в освоении денег? Имеются ли случаи их нецелевого использования?
— Прежде всего следует отметить, что в целом освоение средств Фонда ЖКХ в регионах РФ идет успешно. Однако имеют место случаи несвоевременного освоения средств фонда, задержек с началом ремонтных работ. Основными причинами задержек в освоении средств являются непредоставление управляющими компаниями в органы местного самоуправления документов, необходимых для получения финансовой поддержки, а также задержка в перечислении муниципальными образованиями средств федерального, республиканского и местного бюджетов на счета ТСЖ и управляющих компаний.
Иногда полученные от фонда средства находятся на счетах муниципалитетов дольше срока, установленного Законом от 21 июля 2007 г. № 185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (51 день). В соответствии с законом муниципалитет, получив средства на капремонт, обязан в течение 14 дней принять решение о распределении полученных средств и в течение семи дней уведомить об этом ТСЖ, которое в свою очередь должно за 30 дней открыть отдельные банковские счета.
Еще одной причиной задержки начала ремонта является необходимость составления и проверки большого объема сметной документации. В некоторых регионах одной из причин задержек начала ремонта является дефицит подрядных организаций.
Для предупреждения подобных ситуаций правлением Фонда ЖКХ в августе 2009 года было принято решение о включении в заявку на предоставление финансовой поддержки за счет средств государственной корпорации — Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства дополнительной нормы. Теперь заявка региона должна содержать графики реализации программ капитального ремонта многоквартирных домов и переселения граждан из аварийного жилищного фонда.
Средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства используются в России согласно целевому назначению. На первых порах реализации программы капремонта многоквартирных жилых домов было несколько попыток нецелевого использования бюджетных средств, когда, например, управляющие компании пытались разместить поступившие из бюджетов муниципальных образований средства на депозитных счетах в банках с целью получения дополнительных доходов. Однако по выявленным фактам незамедлительно были приняты соответствующие меры и в кратчайшие сроки нарушения были устранены.
В том случае, если факты нецелевого использования предоставленных средств будут выявлены по результатам мониторинга реализации программ капремонта и расселения аварийного жилья, правлением Фонда ЖКХ в соответствии со ст. 23 Закона № 185-ФЗ будет принято решение о приостановлении предоставления финансовой поддержки за счет средств фонда региону, нарушившему закон. Также регион будет обязан вернуть средства фонда в размере нецелевого использования.

— В последнее время появляются сообщения о том, что в некоторых городах есть проблемы с качеством выполненных работ. Каким образом осуществляется контроль за ходом и качеством ремонтных работ? Как его можно усилить?
— В соответствии с Законом № 185-ФЗ сами жители домов должны проявлять активное участие и самостоятельно контролировать ход выполнения работ, законом им дано право подписывать акты выполненных ремонтных работ. И в том случае, если качество ремонта жильцы считают неудовлетворительным, они вправе не подписывать акт.
В ряде регионов создана многоуровневая система контроля за реализацией программ капитального ремонта. Проверки хода работ по проведению капитального ремонта осуществляются Фондом ЖКХ, региональным министерством строительства и ЖКХ и органами местного самоуправления, в том числе с выездом на места.
Хорошим примером того, каким образом можно осуществлять контроль за ходом и качеством ремонтных работ, является Народная инспекция при главе города Барнаула (Алтайский край). Она была создана почти два года назад для контроля и оценки качества капитального ремонта в рамках реализации Закона № 185-ФЗ. В состав инспекции входят представители управляющих компаний, государственной жилищной инспекции, общественного контроля и технического надзора комитета ЖКХ и собственники помещений.
В Нижнем Новгороде свой подход. Там глава города распорядился увольнять директоров организаций, осуществивших приемку некачественно выполненного капитального ремонта жилых домов.
При этом со своей стороны Фонд ЖКХ настоятельно рекомендует регионам усилить контроль за ходом и качеством ремонтных работ в многоквартирных домах, расширить полномочия жилищных инспекций, создавать в муниципальных образованиях народные инспекции для контроля и оценки качества ремонта. Также Фонд ЖКХ рекомендует всем регионам активно привлекать к контролю качества проводимого ремонта органы местного самоуправления, жилищной инспекции и службы технического надзора с оформлением соответствующей документации.

— Руководство фонда рекомендовало регионам завершить до 1 октября 2009 года мероприятия по подготовке к эксплуатации жилья в осенне-зимний отопительный период (в рамках Закона № 185-ФЗ). Как в данный момент можно оценить степень готовности к зиме в этом ракурсе?
— К сожалению, в настоящее время ни в одном из 67 субъектов РФ, участвующих в программах капитального ремонта по заявкам на 2009 год, работы полностью не завершены. В связи с этим в начале августа 2009 года Фонд ЖКХ направил письмо руководителям высших исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации, в котором выражает серьезную обеспокоенность в связи с низкими темпами реализации региональных адресных программ по проведению капитального ремонта многоквартирных домов за счет средств фонда в рамках реализации Закона № 185-ФЗ.
Работы по реализации Федерального закона № 185-ФЗ в части проведения капитального ремонта многоквартирных домов и мероприятий по подготовке к эксплуатации жилищного фонда в осенне-зимний отопительный период должны носить согласованный характер. Поэтому фонд рекомендует принять дополнительные меры по завершению в срок до 1 октября 2009 года работ по ремонту внутридомовых инженерных систем теплоснабжения, крыш, по утеплению и ремонту фасадов, а в срок до 1 декабря 2009 года завершить остальные работы по капитальному ремонту и в пятидневный срок проинформировать о проделанной работе фонд.

— Недавно было заявлено о том, что государство сокращает имущественный взнос в Фонд содействия реформированию ЖКХ. Может ли это сокращение поставить под угрозу задачи, которые выполняет корпорация?
— В конце июля 2009 года было подписано постановление Правительства РФ № 631, согласно которому Фонд содействия реформированию ЖКХ передает 65 млрд руб. в федеральный бюджет. Эти средства нужны для решения актуальных задач, стоящих в этом году перед государством в непростой экономической ситуации.
Следует отметить, что в бюджет передается часть временно свободных средств фонда, которые не будут востребованы регионами в 2009 году. При этом ни о каком ограничении или сокращении действующих программ капитального ремонта и расселения аварийного жилья речи не идет. Средства, которые фонд перечисляет в бюджет в 2009 году, будут возвращены госкорпорации в 2010 году (50 млрд руб.) и 2011 году (15 млрд руб.). Таким образом, все предусмотренные на период до 2012 года программы фонда будут выполнены в полном объеме.
Поделиться