Версия для печати 1952 Материалы по теме
В законе о торговле может появиться статья о госрегулировании оптовых наценок
#48749# "Если закон об основах госрегулирования торговли и нужен, то не такой и не сейчас", - так Александр Борисов, председатель комитета Торгово-промышленной палаты по торговле сформулировал общую позицию участников заседания, которое состоялось вчера в Институте современного развития.

За "круглым столом" собрались эксперты торгового крыла экономики.

Напомним, что история этого законопроекта насчитывает уже несколько лет. При его обсуждении столкнулись интересы аграриев и переработчиков сельскохозяйственной продукции, с одной стороны, и торговых предприятий - с другой.

С небес на землю участников вчерашнего обсуждения опустил заместитель министра промышленности и торговли Станислав Наумов. Он напомнил, что за принятие закона в первом чтении уже проголосовало больше 400 депутатов Госдумы. Ко второму чтению поступило около 200 поправок от всех регионов и фракций. Федеральная антимонопольная служба, минсельхоз и минфин тоже внесли свои предложения. А минэкономразвития сделает это в ближайшее время.

Станислав Наумов несколько успокоил собравшихся, сообщив, что наладить учет торговых площадей и реализовать положение статьи 16 закона в ближайшие 3-4 года не удастся. Она, напомним, не позволяет одной компании контролировать более четверти товарооборота или торговых площадей в пределах муниципального района или городского округа. Эта норма вызвала особенно жесткое неудовольствие со стороны торговцев. Станислав Наумов заметил, что, по мнению минпромторга, при дефиците торговых площадей лучше снять все ограничения на ввод в действие новых магазинов.

Он также вступил в заочную дискуссию с оппонентами, которые призывают считать оборот и торговые площади в расчете на управляющую компанию, а не на конкретную сеть. У крупнейших российских управляющих компаний обычно есть не одна сеть, а целая линейка форматов - от дискаунтера до гипермаркета. Но у них, заметил Наумов, также и разные поставщики, и разные покупатели.

Кроме того, он сообщил о возможном появлении в законопроекте новой статьи, которая в случае возникновения ценовых шоков позволит государству регулировать оптовые, а не розничные наценки. По его мнению, такие резкие взлеты цен происходят именно в связи с проблемами в оптовом звене, то есть у поставщиков торговых сетей, а не в самих сетях.

Впрочем, эти новшества, предлагаемые явно в пользу розничной торговли, а также призыв заместителя министра промышленности и торговли к поискам компромиссов при работе над законопроектом не изменили тона обсуждения. Закон о госрегулировании торговли эксперты ругали на все лады. Что, в конце концов, заставило Станислава Наумова заметить: "Знаете, производители продовольствия добрее, чем вы". В целом вчерашний "круглый стол" показал, что торговцы не собираются без боя отдать своим поставщикам дополнительную долю в прибыли от реализации продовольствия. Именно борьба между продовольственным и торговым бизнесом является основной интригой, сопровождающей многолетние мытарства проекта закона о торговле. А покупателям едва ли стоит рассчитывать на снижение цен в связи с его принятием: прибыль, которую упустят одни, немедленно положат себе в карман другие. Еще год назад торговля развивалась гораздо энергичнее, чем индустрия производства продовольствия. И перераспределение прибыли в пользу переработчиков и аграриев выглядело вполне рационально. Но кризис изменил расклад. Сейчас продовольственный сектор чувствует себя сравнительно неплохо. А четверть торговых предприятий, сообщил Александр Борисов, находится на грани банкротства. Возможно, эта перемена в расстановке сил повлияет на настроение депутатов при втором чтении законопроекта.

Источник: "Российская газета"
Поделиться