Образование — 09 декабря 2009

Российская академия образования выступает за двухуровневый ЕГЭ

Версия для печати 1922 Материалы по теме
Российская академия образования выступает за двухуровневый ЕГЭ
#55967# Абитуриентам и их родителям, которые уже свыклись с тем, что единственно возможной формой поступления в вуз в России является ЕГЭ, похоже, следует ожидать очередных экзаменационных инноваций. На прошедшем вчера общем собрании Российской академии образования ученые мужи, отвечающие за осуществление реформы высшей и средней школы, подтвердили: единый госэкзамен может стать двухуровневым. «Мы прорабатываем этот вопрос», -- сообщил коллегам вице-президент РАО, бывший руководитель «Рособрнадзора» Виктор Болотов, получивший известность как один из главных инициаторов и пропагандистов введения ЕГЭ.

Смысл «двухуровневости» довольно прост: базовую часть единого госэкзамена должны сдавать все выпускники, а «продвинутую» -- те, кто до введения ЕГЭ сдавал бы математику в качестве вступительного экзамена в вуз. Таким образом, РАО предлагает отчасти реанимировать старую систему приема в высшую школу. По словам г-на Болотова, двухуровневым должен стать единый госэкзамен по двум основным дисциплинам -- математике и русскому языку. «Хорошо известно, что ребята, которые изучали математику в классах с гуманитарным уклоном или учились в вечерних школах, скажем так, не очень хорошо сдают тот единый госэкзамен, который существует на настоящий момент», -- пояснил вице-президент РАО. С другой стороны, этот экзамен недостаточно сложен для того, чтобы служить полноценным «фильтром» при приеме студентов на инженерные и естественнонаучные специальности. «Первым уровнем должна стать проверка функциональной грамотности ученика», -- пояснил Болотов. Проще говоря, выпускник должен уметь не только складывать и умножать (это элементарный уровень грамотности), но и отличить тангенс от котангенса. «Второй уровень -- проверка владения математическими понятиями и способами рассуждений в объеме, необходимом для обучения на инженерных и естественнонаучных направлениях подготовки в высшей школе», -- объяснил академик Болотов.

Пока совершенно точно можно сказать, что из ЕГЭ по математике постараются исключить элемент случайности. Преемник г-на Болотова на посту главы «Рособрнадзора» Любовь Глебова, также присутствовавшая на общем собрании РАО, подтвердила информацию, озвученную ею ранее: в новом учебном году из КИМов (контрольно-измерительные материалы ЕГЭ) исключат часть А, т.е. задания, на которые надо отвечать по принципу теста: «угадал -- не угадал». В КИМах оставят лишь задания типа B и С -- задачи и примеры, требующие самостоятельного решения, и вопросы, на которые требуется дать развернутый и аргументированный ответ.

«Есть проблемы и при сдаче русского языка», -- констатировал Виктор Болотов. По мнению членов академии, причиной проблем является все та же тестовая природа заданий. В президентской комиссии по совершенствованию ЕГЭ уже прорабатывается вопрос о том, что экзамен 2010 года по «великому и могучему» нужно провести в виде диктанта, а не «угадайки».

Из выступления г-на Болотова можно было сделать вывод, что, по его мнению, ЕГЭ по русскому языку в нынешнем виде не учитывает разницу в уровне подготовки выпускников. С одной стороны это «те, у кого русский неродной язык (и на нем они дома не разговаривают)», с другой -- «учащиеся лингвистических гуманитарных гимназий». Поэтому, делает вывод вице-президент РАО, и этот госэкзамен должен стать двухуровневым. Первый -- проверка компетенции во владении русским языком как государственным. «Напомню, в федеральном законе о статусе русского языка есть понятие государственного языка, но ни в законе об образовании, ни в других нормативных актах такого понятия нет, -- констатировал г-н Болотов. -- Целесообразно проработать вопрос о введении такого понятия в наши экзаменационные материалы». На втором уровне помимо «владения коммуникативными компетенциями» должна проводиться проверка знания основ филологии, необходимых для обучения по гуманитарным направлениям.

«Базовый уровень образования и профильный уровень образования имеют право на разные формы оценки по степени сложности вопросов», -- уверена и Любовь Глебова. Впрочем, как пояснила глава «Рособрнадзора» на недавней встрече с коллегами в Санкт-Петербурге, двухуровневый ЕГЭ требует лабораторного исследования и апробации -- следовательно, этот вопрос еще долго будет обсуждаться в профессиональном сообществе. Мнение экспертов от педагогики можно будет узнать довольно скоро -- комиссия при президенте по совершенствованию проведения ЕГЭ должна представить свой доклад и рекомендации до 15 декабря.

Источник: "Время Новостей"
Поделиться