#12834# В апреле в 19 регионах начинается эксперимент по преподаванию в школе "Основ религиозных культур и светской этики".
Эксперимент затронет учеников четвертых и пятых классов. Минобрнауки определилось со структурой курса. Он будет состоять из шести модулей - основы православной, исламской, буддийской, иудейский культуры, истории мировых религиозных культур и основ светской этики. Уже разработана примерная программа, рассчитанная на 34 часа. Сейчас идет активная работа над созданием учебников и методических разработок для новой дисциплины.
Не превратятся ли уроки основ религиозных культур в Закон Божий? О чем говорить на занятиях по светской этике? Кто будет вести новые дисциплины? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ответственным редактором книги для учителей по новому предмету, директором Института этнологии и антропологии, академиком РАН Валерием Тишковым.
Российская газета: Валерий Александрович, в свое время было принято решение, что разделы по конфессиям в книге для учителей напишут представители этих конфессий. Удалось выполнить это требование?
Валерий Тишков: За небольшим исключением, да. Мы не получили в нужный срок главу по православию. Поэтому перепоручили подготовить этот раздел профессору МГУ, ведущему специалисту в области религии Ольге Казьминой, которая написала раздел "Православие" в только что вышедшем атласе религий и культур. Раздел по буддизму тоже написан не священником, а специалистом по буддизму. Вводная глава о религии в духовной жизни общества написана мною. Есть глава о классификации и истории мировых религий. В них рассказывается о значении религии в духовной жизни общества и рассматривается история религиозной ситуации в России, включая и последний период религиозного возрождения.
РГ: Скажите, а можно было новый предмет вписать в курс истории?
Тишков: Новый предмет должен помочь не только историю или культуру лучше узнать, а укрепить духовно-нравственные ценности молодых россиян. Книга для учителя выдержана в культурологическом плане. Автор ский коллектив и редакторы пытались соединить подход, который был бы приемлем и для верующего человека, и для неверующего.
РГ: Извините, а происхождение человека как трактуется?
Тишков: Мы предпочли этот вопрос не освещать и оставить эти споры за пределами класса.
РГ: А что со светской этикой?
Тишков: Сейчас над этой темой работает один из ведущих ученых, директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований профессор Бгажноков. Он уже представил вариант текста, который доработан другим соредактором книги - Т.Д. Шапошниковой.
РГ: Помнится, лет двадцать назад в школах уже преподавали основы этики и морали, а потом благополучно вычеркнули предмет из расписания.
Тишков: Это не значит, что опыт был неудачным. Жаль, что тогда это не закрепилось и не нашло продолжения. Сегодня стоит задача внести в школу комплекс духовно-нравственных предметов, который помог бы решить главную задачу - воспитать личность и ответственного гражданина. Может быть, в будущем есть смысл преподавать основы этики и морали отдельным курсом, а не предлагать на выбор, как сейчас.
РГ: Программа предполагает, что понадобится не меньше шести педагогов, которые будут вести новую дисциплину. Где их взять?
Тишков: Курс начнется в четвертом классе, это значит, у детей пока один учитель. Он физически не сможет разорваться. Может быть, будут подключены предметники. У меня внук и внучка учатся в четвертом классе в разных школах. Я знаю уровень их подготовки и преподавания.
В какой мере педагог сможет использовать нашу книгу в 350 страниц? В ней ведь нет картинок, вопросов, подсказок, заданий. Кто, как и когда обучит педагогов - вопросы очень серьезные. Но я не считаю правильным, чтобы священник пришел в класс как учитель, он может прийти на учительский семинар, а в класс должен зайти дипломированный педагог. Одновременно надо менять и вузовские программы.
РГ: Хотя бы одна из учительниц ваших внуков сможет работать по этой книге?
Тишков: Одна из учительниц точно сможет. Причем это не какая-нибудь элитная школа в центре Москвы, это нормальная, крепкая школа за пределами Садового кольца. Но надо иметь в виду, что уровень подготовки учителей в стране очень разный.
РГ: Некоторые педагоги в начальной школе не имеют высшего образования. Вы это учитывали?
Тишков: Проблема все же в другом. Подавляющее число наших учителей, особенно в начальной школе, не являются воцерковленными людьми и имеют малые познания в области религии. Люди, которые ходят в мечеть и церковь, хотя бы знают молитвенные тексты и представляют себе, о чем в них идет речь. А тому, кто начинает с нуля, не так просто даже выучить новую лексику и ничего не перепутать.
РГ: Зато есть гарантии, что уроки основ религии не сведутся к заучиванию молитв.
Тишков: Повторяю, речь идет о религии как о духовном, культурном феномене - что она дает важного и нужного, как через нее можно многое понять в жизни и выстраивать свои жизненные установки. Сначала дети хотя бы узнают, что за праздник Рождество или Пасха. Почему на столе крашеные яйца? Зачем маленького братишку крестили в купели и надели потом крестик? Это же фундаментальные вещи.
РГ: Правда ли, что в одном из предлагаемых учебников по православию есть тексты молитв?
Тишков: Не знаю, не видел. Но даже если и так, ничего предосудительного в этом нет. У нас в стране не может быть одного учебника по какому-либо предмету.
В апробации комплексного учебного курса в 2010-2011 годах участвуют школы:
Еврейской автономной области, Камчатского края, Пензенской области, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Вологодской области, Калининградской области, Красноярского края, Новосибирской области, Томской области, Курганской области, Свердловской области, Костромской области, Тамбовской области, Тверской области, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского края, Чеченской Республики.
Темы уроков по новому предмету
Основы православной культуры:
- Введение в православную духовную традицию
- Священное писание и Священное предание
- Православие в России
Основы исламской культуры:
- Введение в исламскую духовную традицию
- Прекрасные качества пророка Мухаммеда
- Обязанности мусульман
Основы буддийской культуры:
- Будда и его учение
- Буддийский священный канон
- Любовь к человеку и ценность жизни
Основы иудейской культуры:
- Тора - главная книга иудаизма
- Патриархи еврейского народа
- Добро и зло
Основы мировых религиозных культур:
- Культура и религия
- Человек в религиозных традициях мира
- Искусство в религиозной культуре
Основы светской этики
- Ценность родства и семейные ценности
- Дворянский кодекс чести
- Государство и мораль гражданина
Источнки: "Российская газета"
Эксперимент затронет учеников четвертых и пятых классов. Минобрнауки определилось со структурой курса. Он будет состоять из шести модулей - основы православной, исламской, буддийской, иудейский культуры, истории мировых религиозных культур и основ светской этики. Уже разработана примерная программа, рассчитанная на 34 часа. Сейчас идет активная работа над созданием учебников и методических разработок для новой дисциплины.
Не превратятся ли уроки основ религиозных культур в Закон Божий? О чем говорить на занятиях по светской этике? Кто будет вести новые дисциплины? Об этом корреспондент "РГ" беседует с ответственным редактором книги для учителей по новому предмету, директором Института этнологии и антропологии, академиком РАН Валерием Тишковым.
Российская газета: Валерий Александрович, в свое время было принято решение, что разделы по конфессиям в книге для учителей напишут представители этих конфессий. Удалось выполнить это требование?
Валерий Тишков: За небольшим исключением, да. Мы не получили в нужный срок главу по православию. Поэтому перепоручили подготовить этот раздел профессору МГУ, ведущему специалисту в области религии Ольге Казьминой, которая написала раздел "Православие" в только что вышедшем атласе религий и культур. Раздел по буддизму тоже написан не священником, а специалистом по буддизму. Вводная глава о религии в духовной жизни общества написана мною. Есть глава о классификации и истории мировых религий. В них рассказывается о значении религии в духовной жизни общества и рассматривается история религиозной ситуации в России, включая и последний период религиозного возрождения.
РГ: Скажите, а можно было новый предмет вписать в курс истории?
Тишков: Новый предмет должен помочь не только историю или культуру лучше узнать, а укрепить духовно-нравственные ценности молодых россиян. Книга для учителя выдержана в культурологическом плане. Автор ский коллектив и редакторы пытались соединить подход, который был бы приемлем и для верующего человека, и для неверующего.
РГ: Извините, а происхождение человека как трактуется?
Тишков: Мы предпочли этот вопрос не освещать и оставить эти споры за пределами класса.
РГ: А что со светской этикой?
Тишков: Сейчас над этой темой работает один из ведущих ученых, директор Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований профессор Бгажноков. Он уже представил вариант текста, который доработан другим соредактором книги - Т.Д. Шапошниковой.
РГ: Помнится, лет двадцать назад в школах уже преподавали основы этики и морали, а потом благополучно вычеркнули предмет из расписания.
Тишков: Это не значит, что опыт был неудачным. Жаль, что тогда это не закрепилось и не нашло продолжения. Сегодня стоит задача внести в школу комплекс духовно-нравственных предметов, который помог бы решить главную задачу - воспитать личность и ответственного гражданина. Может быть, в будущем есть смысл преподавать основы этики и морали отдельным курсом, а не предлагать на выбор, как сейчас.
РГ: Программа предполагает, что понадобится не меньше шести педагогов, которые будут вести новую дисциплину. Где их взять?
Тишков: Курс начнется в четвертом классе, это значит, у детей пока один учитель. Он физически не сможет разорваться. Может быть, будут подключены предметники. У меня внук и внучка учатся в четвертом классе в разных школах. Я знаю уровень их подготовки и преподавания.
В какой мере педагог сможет использовать нашу книгу в 350 страниц? В ней ведь нет картинок, вопросов, подсказок, заданий. Кто, как и когда обучит педагогов - вопросы очень серьезные. Но я не считаю правильным, чтобы священник пришел в класс как учитель, он может прийти на учительский семинар, а в класс должен зайти дипломированный педагог. Одновременно надо менять и вузовские программы.
РГ: Хотя бы одна из учительниц ваших внуков сможет работать по этой книге?
Тишков: Одна из учительниц точно сможет. Причем это не какая-нибудь элитная школа в центре Москвы, это нормальная, крепкая школа за пределами Садового кольца. Но надо иметь в виду, что уровень подготовки учителей в стране очень разный.
РГ: Некоторые педагоги в начальной школе не имеют высшего образования. Вы это учитывали?
Тишков: Проблема все же в другом. Подавляющее число наших учителей, особенно в начальной школе, не являются воцерковленными людьми и имеют малые познания в области религии. Люди, которые ходят в мечеть и церковь, хотя бы знают молитвенные тексты и представляют себе, о чем в них идет речь. А тому, кто начинает с нуля, не так просто даже выучить новую лексику и ничего не перепутать.
РГ: Зато есть гарантии, что уроки основ религии не сведутся к заучиванию молитв.
Тишков: Повторяю, речь идет о религии как о духовном, культурном феномене - что она дает важного и нужного, как через нее можно многое понять в жизни и выстраивать свои жизненные установки. Сначала дети хотя бы узнают, что за праздник Рождество или Пасха. Почему на столе крашеные яйца? Зачем маленького братишку крестили в купели и надели потом крестик? Это же фундаментальные вещи.
РГ: Правда ли, что в одном из предлагаемых учебников по православию есть тексты молитв?
Тишков: Не знаю, не видел. Но даже если и так, ничего предосудительного в этом нет. У нас в стране не может быть одного учебника по какому-либо предмету.
В апробации комплексного учебного курса в 2010-2011 годах участвуют школы:
Еврейской автономной области, Камчатского края, Пензенской области, Удмуртской Республики, Чувашской Республики, Вологодской области, Калининградской области, Красноярского края, Новосибирской области, Томской области, Курганской области, Свердловской области, Костромской области, Тамбовской области, Тверской области, Республики Калмыкия, Карачаево-Черкесской Республики, Ставропольского края, Чеченской Республики.
Темы уроков по новому предмету
Основы православной культуры:
- Введение в православную духовную традицию
- Священное писание и Священное предание
- Православие в России
Основы исламской культуры:
- Введение в исламскую духовную традицию
- Прекрасные качества пророка Мухаммеда
- Обязанности мусульман
Основы буддийской культуры:
- Будда и его учение
- Буддийский священный канон
- Любовь к человеку и ценность жизни
Основы иудейской культуры:
- Тора - главная книга иудаизма
- Патриархи еврейского народа
- Добро и зло
Основы мировых религиозных культур:
- Культура и религия
- Человек в религиозных традициях мира
- Искусство в религиозной культуре
Основы светской этики
- Ценность родства и семейные ценности
- Дворянский кодекс чести
- Государство и мораль гражданина
Источнки: "Российская газета"