Стал известен список проектов федеральных целевых программ (ФЦП), которые необходимо финансировать с 2011 г., переданный Минэкономразвития в аппарат правительства. Речь идет о 21 новой программе и продлении действия трех завершающихся
«Этот список — грандиозное увеличение крупномасштабных инвестиционных и научно-технических проектов, нужных для решения системных проблем государства. Но к нему надо относиться осторожно, так как программы пока не обоснованы госзаказчиками», — объясняет чиновник Минэкономразвития. Министерства и ведомства — кураторы программ — представили только названия программ и объем запрашиваемых средств, без конкретных концепций, добавляет другой сотрудник министерства. Официальный представитель Минэкономразвития подтвердил «Ведомостям», что список передан в правительство.
Высокопоставленный чиновник Минфина назвал этот список «полным отрывом от реальности». Сумма запросов произвела впечатление даже на рядовых сотрудников аппарата правительства, делится с «Ведомостями» чиновник, участвовавший в обсуждении перечня. «Говорить об увеличении бюджетных расходов почти на 2 трлн руб. в то время, когда речь идет о дефиците казны, мягко сказать, странно», — комментирует он. Сумма очень большая, согласен сотрудник Минфина: из-за кризиса в 2009 г. финансирование ФЦП было сокращено на 30%, а в бюджете этого года на 51 ФЦП выделено чуть больше 740 млрд руб. «Невозможно начинать новые программы, когда не финансируются старые, и собирать ком нефинансируемых расходов», — резюмирует он.
В перечне Минэкономразвития указано, что восемь новых программ появилось там по прямым поручениям президента, еще шесть — по поручениям премьер-министра, а остальные семь программ — по так называемым «иным поручениям». Тем не менее этот список будет сокращен или «практически обнулен», считает высокопоставленный чиновник Минфина. «ФЦП в перечне — не икона, решение по их финансированию будет приниматься после того, как она будет параметрически описана», — соглашается сотрудник Минэкономразвития. В правительстве пока представленный список не обсуждался, говорит сотрудник аппарата правительства. Он полагает, что в итоге будут приняты не все программы: «Обычная практика: из года в год руководством страны даются поручения по написанию каких-то программ, однако до их реализации дело так и не доходит».
«У чиновников есть такое правило: проси больше, получишь меньше. Но этого “меньше” будет больше чем достаточно», — комментирует запросы министерств партнер ФБК Игорь Николаев. Большой запрос бюджетных средств от министерств и ведомств — последний раунд в борьбе за уходящий ресурс, говорит директор Экономической экспертной группы Александр Андряков. «ФЦП на практике оказались не самым удачным инструментом бюджета, который доживает последние дни. В соответствии заявленным целям Минфина весь бюджет переходит на систему долгосрочных целевых программ, который не стыкуется с ФЦП ни по смыслу, ни по духу», — пояснил он.
Неэффективность ФЦП признают и кураторы программ. Например, большая часть программ, за которые отвечает Минобороны, не выполнена, говорит сотрудник министерства. Причину неэффективности ФЦП он видит не столько в том, что «вокруг этих программ, как и вокруг госзакупок, крутятся всякие сомнительные бизнесмены», а в том, что по своей природе ФЦП обычно предусматривает паритетное финансирование за счет бюджета и за счет средств частных компаний, «а этих средств нет». Если программа, скажем, предусматривает закупку линии из 10 станков, а за счет бюджета покупается пять, то линия все равно некомплектна и программа в этом пункте не выполняется, жалуется он. «Я не помню ни одной ФЦП, которая была бы выполнена на 100% в отведенные ей сроки», — согласен и сотрудник Минэкономразвития. В то же время «никаких указаний о том, что этот формат финансирования изменится на другой, не поступало и ФЦП на следующий программный период продолжают готовиться», признался сотрудник Минобороны.
Источник: "Ведомости"
«Этот список — грандиозное увеличение крупномасштабных инвестиционных и научно-технических проектов, нужных для решения системных проблем государства. Но к нему надо относиться осторожно, так как программы пока не обоснованы госзаказчиками», — объясняет чиновник Минэкономразвития. Министерства и ведомства — кураторы программ — представили только названия программ и объем запрашиваемых средств, без конкретных концепций, добавляет другой сотрудник министерства. Официальный представитель Минэкономразвития подтвердил «Ведомостям», что список передан в правительство.
Высокопоставленный чиновник Минфина назвал этот список «полным отрывом от реальности». Сумма запросов произвела впечатление даже на рядовых сотрудников аппарата правительства, делится с «Ведомостями» чиновник, участвовавший в обсуждении перечня. «Говорить об увеличении бюджетных расходов почти на 2 трлн руб. в то время, когда речь идет о дефиците казны, мягко сказать, странно», — комментирует он. Сумма очень большая, согласен сотрудник Минфина: из-за кризиса в 2009 г. финансирование ФЦП было сокращено на 30%, а в бюджете этого года на 51 ФЦП выделено чуть больше 740 млрд руб. «Невозможно начинать новые программы, когда не финансируются старые, и собирать ком нефинансируемых расходов», — резюмирует он.
В перечне Минэкономразвития указано, что восемь новых программ появилось там по прямым поручениям президента, еще шесть — по поручениям премьер-министра, а остальные семь программ — по так называемым «иным поручениям». Тем не менее этот список будет сокращен или «практически обнулен», считает высокопоставленный чиновник Минфина. «ФЦП в перечне — не икона, решение по их финансированию будет приниматься после того, как она будет параметрически описана», — соглашается сотрудник Минэкономразвития. В правительстве пока представленный список не обсуждался, говорит сотрудник аппарата правительства. Он полагает, что в итоге будут приняты не все программы: «Обычная практика: из года в год руководством страны даются поручения по написанию каких-то программ, однако до их реализации дело так и не доходит».
«У чиновников есть такое правило: проси больше, получишь меньше. Но этого “меньше” будет больше чем достаточно», — комментирует запросы министерств партнер ФБК Игорь Николаев. Большой запрос бюджетных средств от министерств и ведомств — последний раунд в борьбе за уходящий ресурс, говорит директор Экономической экспертной группы Александр Андряков. «ФЦП на практике оказались не самым удачным инструментом бюджета, который доживает последние дни. В соответствии заявленным целям Минфина весь бюджет переходит на систему долгосрочных целевых программ, который не стыкуется с ФЦП ни по смыслу, ни по духу», — пояснил он.
Неэффективность ФЦП признают и кураторы программ. Например, большая часть программ, за которые отвечает Минобороны, не выполнена, говорит сотрудник министерства. Причину неэффективности ФЦП он видит не столько в том, что «вокруг этих программ, как и вокруг госзакупок, крутятся всякие сомнительные бизнесмены», а в том, что по своей природе ФЦП обычно предусматривает паритетное финансирование за счет бюджета и за счет средств частных компаний, «а этих средств нет». Если программа, скажем, предусматривает закупку линии из 10 станков, а за счет бюджета покупается пять, то линия все равно некомплектна и программа в этом пункте не выполняется, жалуется он. «Я не помню ни одной ФЦП, которая была бы выполнена на 100% в отведенные ей сроки», — согласен и сотрудник Минэкономразвития. В то же время «никаких указаний о том, что этот формат финансирования изменится на другой, не поступало и ФЦП на следующий программный период продолжают готовиться», признался сотрудник Минобороны.
Источник: "Ведомости"