Оба агентства появились в 2004 г. после административной реформы, предполагавшей переход к трехзвенной системе управления: министерства стали ответственными за госполитику, агентства занялись распределением бюджетных средств, а службы — контролем. Так, агентство по науке и инновациям отвечало за инновационные планы государства, в его подчинении находились центры науки и высоких технологий, а также научные школы. Оно распоряжалось правами на интеллектуальную собственность, созданную за счет бюджета. Агентство по образованию отвечало за повышение квалификации преподавателей вузов, олимпиады, давало добро на открытие аспирантур, размещало госзаказы на подготовку специалистов для оборонной отрасли.
Теперь этим будет заниматься министерство, это означает повышение личной ответственности министра, говорит Фурсенко: упразднение агентств приведет к сокращению армии чиновников, но о цифрах пока говорить рано.
Речь идет об отступлении от принципов административной реформы — разделения полномочий, констатирует доцент Высшей школы экономики Павел Кудюкин: как это будет способствовать модернизации — непонятно. Повысится риск нерациональной траты средств, министерство будет как добиваться денег, так и самостоятельно тратить их. Правда, это не прецедент: подобная история случилась с агентством по сельскому хозяйству, в 2005 г. его функции отошли Минсельхозу, заключает Кудюкин.
Сокращение чиновников бюджету точно не навредит, считает ректор института образовательной политики «Эврика» Александр Адамский: создание агентств увеличило бюрократию, не дав ничего нового. Формат образовательной политики уже сложился — завершен нацпроект, вводится новая система оплаты труда, необходимость в агентствах отпала, уверен он.
Источник: "Ведомости"