Уже в этом году пациент через Интернет сможет проверить квалификацию своего лечащего врача. А запись на прием через Глобальную сеть, проход через больничный турникет по пластиковой социальной карте и электронная история болезни на каждого пациента станут реальностью через 5-7 лет.
По крайней мере, на это рассчитывают в департаменте информатизации Минздравсоцразвития России. Его руководитель Олег Симаков на конференции "Здравоохранение в XXI веке" рассказал корреспонденту "РГ", когда и как информационные технологии придут в российские больницы.
Российская газета: Олег Владимирович, честно говоря, не верится, что когда-нибудь в рядовой поликлинике все будет компьютеризировано и пухлые истории болезни с потрепанными листками исчезнут как класс.
Олег Симаков: Это более чем реально. Общая концепция по информатизации сферы здравоохранения до 2020 года сейчас готовится, и мы планируем утвердить ее в этом году. Естественно, через пять лет эта электронная система только начнет работать в масштабе всей страны.
Мы решили не ставить задачу переноса данных из старых карт в компьютерную базу, содержащую электронные медицинские карты. Поэтому будем переходить по мере обращения граждан в больницы. В среднем их около миллиарда в год - по 9 обращений на пациента. Но кто-то ходит в поликлинику раз в три года, поэтому понадобится, видимо, еще не менее пяти лет для полномасштабного функционирования системы в регионах с информацией по всем пациентам. Уже сейчас мы завершаем разработку классификатора лекарственных средств.
Планируется, что в течение двух лет у поликлиник и аптек будет общая база данных по льготным лекарственным средствам в каждом регионе.
РГ: Что это значит для больных?
Симаков: В идеале, когда пациент придет на прием, то врач не будет выписывать ему бумажный рецепт, а вышлет электронный запрос в аптеку. Своей электронной профкартой он подтверждает необходимость выписанного лекарства. В общей базе данных будет видно, где этот препарат есть.
Больному нужно только прийти в аптеку и по универсальной электронной карте получить свой медикамент. В Астрахани уже внедрили эту систему - рецепты там записываются на социальную карту. В Башкирии также реализовано многое из того, что планируется внедрить в стране. Как мы подсчитали, чтобы перейти на "электронные рецепты", каждому субъекту необходимо от 1,5 до 6 миллионов рублей.
РГ: Что еще включает в себя программа?
Симаков: Кроме этого реестра препаратов будет создана общая база, содержащая деперсонифицированную информацию об онкологических больных, больных диабетом, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Эти регистры сейчас составляются различными НИИ, но они неполные. Это часто зависит от возможности сотрудников клиники внести своих пациентов в общую базу. А это дополнительная нагрузка на персонал.
Глобальный план - переход на электронные медицинские карты. В 20 процентах учреждений они уже ведутся. Но они все разные, потому что информатизация была стихийной, по потребности. Наша задача сейчас - сделать медицинскую карту единой. Для этого необходимо составить классификаторы по всем препаратам, технике, разработать форматы интерфейсов ввода данных с возможностью создавать шаблоны для врачей - диагнозы в профильных специализациях часто повторяются. В стационарах врачам проще. У них есть время на ведение историй болезни, а в поликлиниках у врачей по 15-20 больных за один прием. И чем больше будет шаблонов, тем легче будет работать медперсоналу. После подготовки всех основных компонентов можно будет переходить на медицинскую информационную систему.
РГ: Как вы собираетесь защищать эту информацию?
Симаков: Для того чтобы информация не "утекла" никаким образом, предполагается хранить эти данные не на стационарных компьютерах. Мы планируем использовать так называемые "тонкие клиенты" - бездисковый компьютер. Данные хранятся не на нем, а на общем сервере. Во-первых, взломать такой сервер очень трудно, и у врачей не будет возможности скопировать информацию. А во-вторых, это экономит более 20 процентов средств. Не нужно покупать системный блок с множеством дополнений. И монитор будет стоит не 15 тысяч рублей, а 5 тысяч.
РГ: А сколько нужно денег для внедрения такой системы?
Симаков: К примеру, Великобритания потратила на это 13 миллиардов долларов. Я не хочу обнадеживать, что нам нужно много меньше, но есть желание учесть зарубежный опыт и найти пути сокращения расходов. По предварительным расчетам, потребуется 92-93 миллиарда рублей на 10 лет. В этом году мы будем доказывать необходимость выделения этих денег, согласуя концепцию с минфином. Минздравсоцразвития уже выделил 239 миллионов рублей на создание главных компонентов и переход к пилотному проекту.
РГ: Пожилым медработникам будет трудно перейти на работу только за компьютером.
Симаков: Приведу пример. В одном из подмосковных госпиталей в части отделений введена информационная система. Как рассказывает завотделением, молодежь восприняла это на ура. С двумя специалистами преклонного возраста были проблемы - они освоились только на третьей неделе. Это достойно восхищения, люди перешагнули барьеры. И обучение, конечно, будет вестись. Мы планируем открыть сайты по специальностям, чтобы можно было делиться опытом, получать консультации главных специалистов.
РГ: В 2008 году вы начали составлять электронный реестр больных, нуждающихся в высокотехнологичной помощи. В каком он состоянии сейчас? Или финансирование с кризисом урезали и программа встала?
Симаков: Как раз наоборот. Эти показатели растут постоянно. Только в этом году мы рассчитываем, что эту помощь получат более 270 тысяч человек. На это выделено свыше 36 миллиардов рублей. И как только выявят заболевание, человек сразу получит помощь. Уже сейчас когда пациент любого субъекта направляется своим врачом на сложные операции, то он заносится в данный регистр. В базе возникает электронная очередь (в хорошем смысле этого слова). Далее пациент на специальном сайте (http://talon.gasurf.ru) отслеживает, какие документы предоставить, когда необходимо поехать, план работы медучреждений.
РГ: Какую еще информацию можно получить через Интернет?
Симаков: Больным из этого регистра теперь выдают электронную путевку через сайт, и они уже с ней едут в санаторий. Есть еще одна услуга - это регистр медицинского и фармацевтического персонала. Сейчас в нем будет 390 тысяч работников, а всего в отрасли работают около 1,8 миллиона специалистов. Каждый пациент будет иметь возможность задать вопрос минздраву, какой вуз оканчивал его лечащий врач и когда он в последний раз проходил курсы повышения квалификации.
Не секрет, что здесь у нас большие проблемы, особенно на периферии. Повышение квалификации зачастую либо проходит формально, либо ее вовсе нет - дипломы покупаются. А с такой системой мы заодно и ликвидируем коррупцию в этой сфере, так как будем иметь связь со всеми вузами и среднеспециальными учебными заведениями. Эта услуга станет доступна уже ко второй половине года. Конечно, база будет не в свободном обращении, но, отправив запрос, вы получите ответ о квалификации вашего врача.
Источник: "Российская газета"
По крайней мере, на это рассчитывают в департаменте информатизации Минздравсоцразвития России. Его руководитель Олег Симаков на конференции "Здравоохранение в XXI веке" рассказал корреспонденту "РГ", когда и как информационные технологии придут в российские больницы.
Российская газета: Олег Владимирович, честно говоря, не верится, что когда-нибудь в рядовой поликлинике все будет компьютеризировано и пухлые истории болезни с потрепанными листками исчезнут как класс.
Олег Симаков: Это более чем реально. Общая концепция по информатизации сферы здравоохранения до 2020 года сейчас готовится, и мы планируем утвердить ее в этом году. Естественно, через пять лет эта электронная система только начнет работать в масштабе всей страны.
Мы решили не ставить задачу переноса данных из старых карт в компьютерную базу, содержащую электронные медицинские карты. Поэтому будем переходить по мере обращения граждан в больницы. В среднем их около миллиарда в год - по 9 обращений на пациента. Но кто-то ходит в поликлинику раз в три года, поэтому понадобится, видимо, еще не менее пяти лет для полномасштабного функционирования системы в регионах с информацией по всем пациентам. Уже сейчас мы завершаем разработку классификатора лекарственных средств.
Планируется, что в течение двух лет у поликлиник и аптек будет общая база данных по льготным лекарственным средствам в каждом регионе.
РГ: Что это значит для больных?
Симаков: В идеале, когда пациент придет на прием, то врач не будет выписывать ему бумажный рецепт, а вышлет электронный запрос в аптеку. Своей электронной профкартой он подтверждает необходимость выписанного лекарства. В общей базе данных будет видно, где этот препарат есть.
Больному нужно только прийти в аптеку и по универсальной электронной карте получить свой медикамент. В Астрахани уже внедрили эту систему - рецепты там записываются на социальную карту. В Башкирии также реализовано многое из того, что планируется внедрить в стране. Как мы подсчитали, чтобы перейти на "электронные рецепты", каждому субъекту необходимо от 1,5 до 6 миллионов рублей.
РГ: Что еще включает в себя программа?
Симаков: Кроме этого реестра препаратов будет создана общая база, содержащая деперсонифицированную информацию об онкологических больных, больных диабетом, страдающих сердечно-сосудистыми заболеваниями. Эти регистры сейчас составляются различными НИИ, но они неполные. Это часто зависит от возможности сотрудников клиники внести своих пациентов в общую базу. А это дополнительная нагрузка на персонал.
Глобальный план - переход на электронные медицинские карты. В 20 процентах учреждений они уже ведутся. Но они все разные, потому что информатизация была стихийной, по потребности. Наша задача сейчас - сделать медицинскую карту единой. Для этого необходимо составить классификаторы по всем препаратам, технике, разработать форматы интерфейсов ввода данных с возможностью создавать шаблоны для врачей - диагнозы в профильных специализациях часто повторяются. В стационарах врачам проще. У них есть время на ведение историй болезни, а в поликлиниках у врачей по 15-20 больных за один прием. И чем больше будет шаблонов, тем легче будет работать медперсоналу. После подготовки всех основных компонентов можно будет переходить на медицинскую информационную систему.
РГ: Как вы собираетесь защищать эту информацию?
Симаков: Для того чтобы информация не "утекла" никаким образом, предполагается хранить эти данные не на стационарных компьютерах. Мы планируем использовать так называемые "тонкие клиенты" - бездисковый компьютер. Данные хранятся не на нем, а на общем сервере. Во-первых, взломать такой сервер очень трудно, и у врачей не будет возможности скопировать информацию. А во-вторых, это экономит более 20 процентов средств. Не нужно покупать системный блок с множеством дополнений. И монитор будет стоит не 15 тысяч рублей, а 5 тысяч.
РГ: А сколько нужно денег для внедрения такой системы?
Симаков: К примеру, Великобритания потратила на это 13 миллиардов долларов. Я не хочу обнадеживать, что нам нужно много меньше, но есть желание учесть зарубежный опыт и найти пути сокращения расходов. По предварительным расчетам, потребуется 92-93 миллиарда рублей на 10 лет. В этом году мы будем доказывать необходимость выделения этих денег, согласуя концепцию с минфином. Минздравсоцразвития уже выделил 239 миллионов рублей на создание главных компонентов и переход к пилотному проекту.
РГ: Пожилым медработникам будет трудно перейти на работу только за компьютером.
Симаков: Приведу пример. В одном из подмосковных госпиталей в части отделений введена информационная система. Как рассказывает завотделением, молодежь восприняла это на ура. С двумя специалистами преклонного возраста были проблемы - они освоились только на третьей неделе. Это достойно восхищения, люди перешагнули барьеры. И обучение, конечно, будет вестись. Мы планируем открыть сайты по специальностям, чтобы можно было делиться опытом, получать консультации главных специалистов.
РГ: В 2008 году вы начали составлять электронный реестр больных, нуждающихся в высокотехнологичной помощи. В каком он состоянии сейчас? Или финансирование с кризисом урезали и программа встала?
Симаков: Как раз наоборот. Эти показатели растут постоянно. Только в этом году мы рассчитываем, что эту помощь получат более 270 тысяч человек. На это выделено свыше 36 миллиардов рублей. И как только выявят заболевание, человек сразу получит помощь. Уже сейчас когда пациент любого субъекта направляется своим врачом на сложные операции, то он заносится в данный регистр. В базе возникает электронная очередь (в хорошем смысле этого слова). Далее пациент на специальном сайте (http://talon.gasurf.ru) отслеживает, какие документы предоставить, когда необходимо поехать, план работы медучреждений.
РГ: Какую еще информацию можно получить через Интернет?
Симаков: Больным из этого регистра теперь выдают электронную путевку через сайт, и они уже с ней едут в санаторий. Есть еще одна услуга - это регистр медицинского и фармацевтического персонала. Сейчас в нем будет 390 тысяч работников, а всего в отрасли работают около 1,8 миллиона специалистов. Каждый пациент будет иметь возможность задать вопрос минздраву, какой вуз оканчивал его лечащий врач и когда он в последний раз проходил курсы повышения квалификации.
Не секрет, что здесь у нас большие проблемы, особенно на периферии. Повышение квалификации зачастую либо проходит формально, либо ее вовсе нет - дипломы покупаются. А с такой системой мы заодно и ликвидируем коррупцию в этой сфере, так как будем иметь связь со всеми вузами и среднеспециальными учебными заведениями. Эта услуга станет доступна уже ко второй половине года. Конечно, база будет не в свободном обращении, но, отправив запрос, вы получите ответ о квалификации вашего врача.
Источник: "Российская газета"